Русская Америка: заокеанская колония континентальной империи, 1804—1867

 
07.10.2015
 
Факультет истории
 
Ilya Vinkovetsky

12 ноября 2015 года в Золотом Зале Европейского университета состоялась презентация книги Ильи Виньковецкого «Русская Америка: заокеанская колония континентальной империи, 1804—1867».

Автор этого труда – доцент исторического факультета Университета Саймона Фрейзера, Канада, – родился в Ленинграде, и уехал из Советского Союза в 10 лет вместе с родителями. Сферой его научных интересов является изучение колониальных практик Российской Империи в девятнадцатом веке, в частности – выдающемуся, и в некоторой мере исключительному, примеру колониальной практики Российской Империи и посвящена его книга – Аляске и ее парадоксу как единственной заморской колонии Российской Империи.

Начало презентации, немного задержавшееся по причине ожидания американского консула, открыл вступительным словом Алексей Миллер, редактор серии «Окраины Российской Империи», в которой книга и была выпущена.

Далее слово взял Илья Виньковецкий. Оригинальность подхода автора обнаруживается во взятых им хронологических рамках исследования – 1804 год, пять лет спустя основания Российско-Американской Кампании, когда участники первого русского кругосветного плавания доплыли до Русской Америки. Идея Виньковецого заключается в том, что после кругосветного путешествия русские, увидев колониальный опыт других стран, стали по-иному смотреть на собственные практики в Русской Америке. В частности, это относится к понятию «креола» в во владениях РАК, которое явно было заимствовано из других колониальных практик.

Винковецкий отмечает особую роль Русской Америки на Дальнем Востоке до 1860-х годов, когда Приморье оказалось включенным в состав Российской Империи. Так, Ново-Архангельск, столица Русской Америки, был самым развитым портом русских в Тихом Океане. Ново-Архангельск формировал сложную экономическую цепь, которая начиналась в Русской Америке с добычей шкурок калана, продолжалась в Китае, где покупался китайский чай за эти же шкурки, далее чай транспортировался в Кяхту, откуда долгими сибирскими дорогами он добирался до конечного пункта – Санкт-Петербурга. Таким образом, отмечает Винковецкий, нельзя рассматривать деятельность Российско-Американской Кампании в отрыве от тех сложных процессов, в которых Российско-Американская Кампания участвовала. При этом, Виньковецкий отмечает особое отношение русских к Русской Америке, отличное от отношения к сибирским территориям. Русским казалось, что это не их территория, а чужая, а поездку в Русскую Америку некоторые даже сравнивали с поездкой на «тот свет».

После выступления автора развернулась живая дискуссия. Так, Алексей Крайковский прокомментировал тот факт, что русские корабли достигли экватора только в начале 19 века тем, что весь 18 век Российская Империя пыталась найти северный морской путь. Крайковский поинтересовался у спикера, не было ли попытки сравнить опыт монопольных кампаний по эксплуатации арктических ресурсов с опытом РАК. Винковецкий в своем ответе отметил, что РАК была гибридом государственной и купеческой инициативы, что до переноса управления РАК из Иркутска в Петербург большинством участников были сибирские купцы, однако после переноса они стали уходить из компании, потому что было сложно поддерживать свое влияние в РАК на расстоянии.

Следующий вопрос относительно рентабельности РАК задал Николай Вахтин. Отвечая, Виньковецкий отметил сложность данной проблемы и его двойственность. Так, согласно материалам Министерства Финансов РАК была убыточной под конец своего существования, однако по докладам РАК она не была убыточной, так как РАК выполняла и оплачивала многие государственные функции, а сами субсидии государства были не так велики. Помимо этого, Виньковецкий обратил внимание на то, что РАК не только управляла Аляской, но также осуществляла весьма важные торговые связи с Китаем, а сибирские дороги и весь торговый путь после ликвидации РАК, по которым возили чай, пришли в запустение. Одновременно с этим значительно сказалось снижение популяции каланов на доходам РАК.

Презентация завершилась активным обсуждением мифотворчества о Русской Америке как о потерянной колонии; войны русских с тлинкитами и о положении креолов.

Павел Демченко