Доронченков Илья Аскольдович

Доронченков
Илья Аскольдович

Декан факультета истории искусств, профессор
Ученая степень: Кандидат искусствоведения
Ученое звание: Доцент
Направление подготовки: 50.04.01 Искусство и гуманитарные науки
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
+7 (812) 386-7635
Общий стаж работы: 27 лет
Преподаваемые дисциплины
  • История искусствоведческой мысли
  • История восприятия зарубежного искусства в России
  • Проблема жанров: Портрет
  • Россия между Востоком и Западом: гео-политические модели и их культурные контексты (MARCA)

Дополнительная информация: профессор кафедры зарубежного искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (Академия художеств); в 20022003, 2006, 2007, 2010 –приглашенный профессор Brown University, Providence, R.I.; 2008 – приглашенный профессор Albert-Ludwigs Universitaet, Freiburg.

Основные исследовательские интересы: восприятие зарубежного искусства в России (вторая половина XIX–первая половина XX в.), история литературы об искусстве, художественное сознание русской эмиграции, изобразительное искусство и русская словесность.

 

Видеоматериалы:

 

Интервью:

 

Аудиоматериалы:

Аудиозапись эфира программы "Кафедра" с Ильей Аскольдовичем Доронченковым на радио "Эхо Москвы". Тема программы – "Почему первая в мире книга о Пикассо была издана в России?".

 

Публикации:

Книги:

  1. Russian and Soviet Views of Modern Western Art, 1890s — Mid 1930s. A Critical Anthology. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 2009, серия "The Documents of the Twentieth Century Art".
  2. Владимир Вейдле. Эмбриология поэзии. Работы по поэтике и теории искусства. М.: Языки русской культуры. 2002 (cоставление, послесловие, комментарии).
  3. В.В.Вейдле. Умирание искусства. Рассуждение о судьбе литературного и художественного творчества. СПб.: AXIOMA, 1996 (составление, послесловие; комментарии совместно с В.М.Лурье).

 

Статьи:

  • Импрессионизм в России в начале 1890-х г.: к проблеме непонимания (рабочее название). Сборник материалов Первого международного Сарабьяновского конгресса (Москва, 2014) (в печати)
  • «Бедный чёрт»: снова о русском образе Пикассо в 1910-е годы. Сб.: Регулярное поле воображения. Сб. статей к 65-летию С.М.Даниэля (в печати)
  • Пикассо в России в 1910-е – начале 1920-х годов. К истории восприятия. Сб.: «Пикассо сегодня». НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Москва
  • Кубизм в России. К истории восприятия - Научные труды. Выпуск 29. Проблемы развития зарубежного искусства / Российская академия художеств. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Апрель/июнь 2014. С. 212-221.
  • Е.И.Замятин: Pro et Contra. Личность и творчество Евгения Замятина в оценке отечественных и зарубежных исследователей. Антология. СПб., 2014. С. 415-436 (переиздание статьи, опубликованной: "Русская литература". 1989. № 4).
  • Французское искусство в художественной политике журнала "Аполлон" (1909-1918) - Научные труды. Проблемы развития зарубежного искусства / Российская академия художеств. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина – 0,75 а.л. 
  • "Масло парижских картин…" Из искусствоведческих примечаний к прозе и стихам О.Э.Мандельштама – Немузыкальное приношение. Сборник научных трудов в честь 65-летия Б.А.Каца. СПб., Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. 
  • Николай Николаевич Никулин (1923-2009) – К юбилею факультета теории и истории искусства. 75 лет. СПб., 2012. С. 194-198 / Российская академия художеств. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. 
  • Журнал "Золотое руно" и французское искусство (1906-1909). - Научные труды. Выпуск 21. Проблемы развития зарубежного искусства / Российская академия художеств. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. СПб., Апрель/июнь 2011. С. 112-126. 
  • Монументально-декоративные ансамбли французских художников начала ХХ века в московских собраниях: русский контекст – Проблемы развития зарубежного искусства. Франция. Материалы научной конференции, посвященной памяти М.В.Доброклонского (20-22 апреля 2010 г.). СПб., 2011. / Российская академия художеств. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. С. 246-261. 
  • Матисс в России 1900-1910-х г.: Основные проблемы восприятия – Известия Уральского гос. университета. Серия 2. 2011. № 1 (87). С. 36-49. 
  • Новое западное искусство в России конца 1890-х–начала 1930-х годов. Основные проблемы восприятия и функционирования. Искусствознание, 1–2/11. М., 2011. С. 137–173. 
  • Монументально-декоративные ансамбли французских художников начала ХХ века в московских собраниях: русский контекст - Проблемы развития зарубежного искусства. Франция. Материалы научной конференции, посвященной памяти М.В.Доброклонского (20-22 апреля 2010 г.). СПб., 2011. С. 246-261 / Российская академия художеств.Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. 
  • Импрессионизм в русской критике. Проблемы репутации–Научные труды. Вып. 17. Проблемы развития зарубежного искусства / Российская академия художеств. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. СПб., апрель/июнь 2011. С. 173–185. 
  • Russian Art from the Middle Ages to Modernism– A Companion to Russian History, edited by Abbott Gleason. London: Wiley-Blackwell Publishing, 2009, 121–144. 
  • Between Isolation and Drang nach Westen: Russian Criticism and Modern Western Art around 1900 – Art Criticism, 1700-1900: Emergence, Development, Interchange in Eastern and Western Europe, University of Exeter; Peter Lang Publishers. 2008, Р. 285–308. 
  • Аби Варбург: Сатурн и Фортуна – Аби Варбург. Избранные труды по истории искусства. СПб.: Азбука-классика. 2008, 7-48. Серия "Художник и знаток". 
  • Пикассо в России на рубеже 1920-х годов – Проблемы зарубежного искусства. Сборник научных трудов кафедры зарубежного искусства в честь 250-летия Российской академии художеств. СПб.: СПбГАИЖСА, 2007. 
  • "Окно в Европу": ранние выставки "Мира искусства"» и художественный контекст 1890-х годов – И/&. Сборник трудов факультета истории искусства Европейского университета в Санкт-Петербурге. СПб., 2007. С. 80-97. 
  • Лионелло Вентури и его русские издания – Л.Вентури. Художники Нового времени. СПб.: Азбука-классика, 2007, 3-20. Серия "Художник и знаток". 
  • "Against the Cult of the French": Modern Western Art and Cultural Politics in the Early Stalin Era. In: Zimmerly Journal. 2006. Pp.32-51. 
  • Сергей Голлербах: художник и город – Новый мир искусства, 2005, № 2 (43), 60-63. 
  • Nikolai Chernyshev – Supplement to the Modern Encyclopedia Russian, Soviet & Eurasian History (SMERSH) Vol. 5. Gulf Breeze, Fl.: Academic Internatuional Press, 2004. P. 236-238. 
  • Владимир Вейдле. Воспоминания. Публикация и комментарии – Диаспора. III. Новые материалы. СПб.: Феникс. 2002. С. 7-159. 
  • Владимир Вейдле. Воспоминания. Вступит. статья, публикация и комментарии – Диаспора. II. Новые материалы. СПб.: Феникс. 2001. С. 25-153. 
  • Европа, Соединенные Штаты, Мексика в "культурной топографии"» Юрия Иваска – Зарубежная Россия. 1917-1939 гг. Сб. ст. СПб.: Изд-во "Европейский дом". 2000. С. 353-359. 
  • Владимир Вейдле. Книга о Рембрандте. К истории неосуществленного замысла – К исследованию зарубежного искусства. Сб. науч. ст. СПб. 2000 / Рос. академия художеств. СПб. гос. академич. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. С. 73-81. 
  • Издательское рецензирование: Проблемы развития зарубежного искусства. М-лы Десятой науч. конф. в память профессора М.В.Доброклонского. СПб. 1997 / СПб. гос. академич. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. 
  • Владимир Вейдле – русский искусствовед за рубежом (К столетию со дня рождения). – Проблемы развития зарубежного искусства. Сборник научн. трудов. СПб. 1996. С. 58-66 / Рос. академия художеств. СПб. гос. академич. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. 
  • Владимир Набоков. Письмо к С.В.Потресову. Публикация и вступит. заметка – Звезда. СПб. 1996. № 11. С.90 [письмо из собрания Бахметевского архива]. 
  • Картина И.Е.Репина "Иван Грозный и сын его Иван" в 1913 году – Матерiали науковоп конференцiп присвяченоп 110-рiччю Харкiвського художньо-промислового музею. Харкiв. 1996. С. 82-84. 
  • Книжный сад: последний расцвет кодекса? – Книга. Исследования и материалы. Сб. 72. М.: Терра. 1996. С. 73-82. 
  • "Роковой портрет": Об одном мотиве романтической литературы – Проблемы развития зарубежного искусства. М-лы Девятой науч. конф. в память профессора М.В.Доброклонского. СПб. 1996 / СПб. гос. академич. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. С. 38-41. 
  • Петроград – Куоккала. Через границу. 1920-е годы. – Минувшее. Исторический альманах. 19. М.; СПб. 1996. С. 210-233. 
  • Письма Б.Д. и Е.Г.Григорьевых к Е.И. и Л.Н.Замятиным из собрания Бахметевского архива. Вступит. ст., публ. и коммент. – Russian Studies. Ежеквартальник русской филологии и культуры. СПб. 1996. Т. II. № 3. С. 354-367. 
  • "Поздний ропот" Владимира Вейдле – Русская литература. СПб. РАН - ИРЛИ (Пушкинский дом). 1996. № 1. С. 45-68. 
  • В.Вейдле. Россия. Революция. Религия. Фрагменты книги [публикация и комментарии к рукописи из коллекции Бахметевского архива] - там же. С. 68-128. 
  • Орфей в раю. Стихотворение М.Кузмина "Катакомбы" и живопись раннехристианских подземелий. – Russian Studies. Ежеквартальник русской филологии и культуры. СПб. Т. 1. № 2. 1995. С. 158-187. 
  • Письмо Т.И.Репиной-Язевой к В.Ф.Зеелеру. Вступит. заметка и публикация [письма из Бахметевского Архива] – Белорусско-русское культурное взаимодействие конца XIX- начала  XX в. Материалы научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения И.Е.Репина и 100-летию пребывания художника в Белоруссии. Витебск. 1995. С. 139-145. 
  • The St. Petersburg Contribution (Taken by the editors from a longer essay «The Book Garden: the Last Flowering of the Codex?») - The Book Garden. Contemporary Russian Artist's Books. [Catalogue of the exhibition] Bristol. 1995. P. 15-16. 
  • Пенаты, 1930. Письма Т.И.Репиной-Язевой. Вступит. ст. и примеч. И.Доронченкова. Публикация И.Доронченкова и И.Савкина. – Наше наследие. Иллюстрированный историко-культурный журнал. 1994. № 31. С. 49-55. 
  • Преданья русского семейства... Семья И.Е.Репина в эмиграции (К 150-летию со дня рождения И.Е.Репина) – Час пик. Недельное обозрение. СПб. 1994. 10 августа. № 31 (231). С. 15. 
  • Семья И.Е.Репина в письмах Т.И.Репиной-Язевой. Вступит. ст. и коммент. И.А.Доронченкова. Публикация И.А.Доронченкова и И.А.Савкина – Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 1991 год. СПб. 1994. С. 252-308. 
  • ПГСХУМ [Петроградские Государственные свободные Художественные Мастерские] – Великая утопия. Русский и советский авангард. 1915-1932. Берн-М. 1993. С. 270-271. Подписано: И.Д. То же в сокращенном варианте на голландском и английском языках: De Grote Utopie. Russische Avantgarde 1915-1932. The Great Utopia. Russian Avant-Garde. 1915-1932. Die Grosse Utopie. Russische Avant-Garde. 1915-1932. Stedelijk Museum. Amsterdam [1993]. P. 54, 78. 
  • "...Красавица, как полотно Брюллова". О некоторых живописных мотивах в творчестве Михаила Кузмина. – Русская литература. СПб. 1993. № 4. С. 158-176. 
  • Picasso in Russia at the Turn of the 1920s: on the History of Perception. –  Культурология. The Petersburg Journal of Cultural Studies. Vol. 1. No 3. St. Petersburg - Petrozavodsk. 
  • Период Перехода. Contemporary Printmaking from Russia and Ukraine. [Catalogue of the exhibition]. Bristol. 1992. P. 12-13.
  • Пикассо в России на рубеже 1910-1920-х годов. – Зарубежные художники и Россия. Часть 2. Сб. по учебно-методич. вопросам. СПб. 1991. С. 64-75 / Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. 
  • Раритет – Нева. 1990. № 10. С. 208 [публикация неизвестного шаржа Н.Э.Радлова на Ю.П.Анненкова]. 
  • Идея "Интернационала искусства" и русские авангардистские течения революционных лет (1917-1921) – Поэзия русского и украинского авангарда: история, этика, традиции (1910-1990 гг.). Тезисы всесоюз. науч. конф. Херсон. 1990. С. 38-40 / Херсонский гос. педагогический ин-т им. Н.К.Крупской. 
  • Об источниках романа Е.Замятина "Мы" – Русская литература. АН СССР. ИРЛИ (Пушкинский дом). Л. 1989. С. 186-199. 
  • Е.Замятин. Рай. [публикация и комментарии] – Русская литература. АН СССР. ИРЛИ (Пушкинский дом). Л. 1989. С. 199-202. 
  • Маяковский в сознании современников. Рец. на кн.: Г.С.Черемин. В.В.Маяковский в литературной критике (1917-1925). Л. Наука. 1985) – Ceskoslovenska rusistika. Praha. 1988. Vol. XXXIII. No 3. C. 139-142. 
  • Немецкая графика в Советской России (1920-е годы). Интерпретация и функционирование. – Проблемы развития зарубежной графики. Тематич. сб. науч. тр. Л. 1988. С. 69-85 / Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. 
  • Николай Эрнестович Радлов. (К 100-летию со дня рождения). Выставка произведений. Л. 1988 / Ленинградская организация Союза художников РСФСР [буклет к выставке]. 
  • "Художник разнообразный и сильный..." – Нева. Л. 1988. № 6. С. 184-185. [к столетию Н.Э.Радлова]. 
  • Великая французская революция 1789-1793 гг. в художественном сознании России 1920-х гг. – Россия - Франция. Век Просвещения (По материалам выставки в Париже и Ленинграде). Краткие тезисы докладов научной конференции. Л. 1987 / Гос. Эрмитаж. 
  • Сезанн и проблема сезаннизма в советской художественной критике 1920-х годов. – Проблемы развития зарубежного искусства. Вып. XIV. Л. 1984. С. 69- 78 / Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина.
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter