ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Приказ от 8 сентября 2015 г. N 608н об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного
профессионального образования». (pdf)

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ:

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

• Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

• Приказ Минтруда России от 30 ноября 2012 г. № 565 «Об утверждении плана –графика подготовки профессиональных стандартов 2013-2014 годах»

• Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. №23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»

• Приказ Минтруда России №148н от 12 апреля 2013 г. «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки профессиональных стандартов»

• Приказ Минтруда России №170н от 29 апреля 2013 г. «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта»

• Приказ Минтруда России №147н от 24 мая 2013 г. «Об утверждении макета профессионального стандарта».

• Письмо Минтруда России от 07.03.2014 №12-0/10/П-1077

• Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2014 № 487–р «Об утверждении комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 годы»

• Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года №23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2014 года №970)

• Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года №661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2016 года №295)

• Федеральный закон "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 02.05.2015 N 122-ФЗ (действующая редакция, 2016)

Статья 11 Часть 7: «При формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения профессиональных стандартов»

Статья 73 Часть 8: «Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой...... на основе действующих профессиональных стандартов....»

В соответствии с частью 6 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании») в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, ... а также другая педагогическая работа - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая и т.п.; конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями.

 

РЕЕСТР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

По состоянию на 25 апреля 2016 года приказами Минтруда России утверждено 814 профессиональных стандартов.

Зарегистрировано Минюстом России 808 профессиональных стандартов.

Реестр профессиональных стандартов размещается на сайтах:

• Минтруда России «Профессиональные стандарты»;

• ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России

На этих же ресурсах размещается вся информация о профессиональных стандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке.

Профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России, размещаются также в справочных системах правовой информации (Гарант, Консультант плюс и т.п.)
При наличии изменений в законодательстве Российской Федерации или обоснованных предложений по тексту профессиональных стандартов их актуализация осуществляется в том же порядке, что и разработка (постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года №23)

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА

• Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»
Сфера применения профессионального стандарта

• П.3 «применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года».

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

«Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника»

«Профессиональный стандарт – характеристика квалификаций, необходимых работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции» (статья 195.1 часть 2 ТК РФ «Понятия квалификации работника, профессионального стандарта)»

«Трудовая функция - работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (ст. 57 ТК РФ).

 

ЗАДАЧИ ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ:

формирование кадровой политики и управления персоналом, в том числе определения трудовой функции работника для ее фиксирования в трудовом договоре или должностной инструкции;
организация обучения и аттестации работников в качестве ориентира и проверки наличия у работников знаний и навыков работы, необходимых современному специалисту;
- тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам, а также установление систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

 

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПОЗВОЛИТ РАБОТОДАТЕЛЯМ:

- повышать производительность труда, улучшать качество производства и выпускаемой продукции;

- снижать издержки на подбор кадров и проведение корпоративного обучения;

- легко определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии;

- эффективно обновлять знания, умения и компетенции работников и повышать их уровень.

- определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии или должности;

- более точно оценивать свои потребности и возможности в профессиональной подготовке;

- планировать и реализовывать четкие и ясные пути карьерного роста;

- получать рекомендации и направления от работодателя для прохождения дополнительного обучения, сертификации.

 

ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах в случаях:

• согласно части второй статьи 57 наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанных в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

• согласно статье 195.3 требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах в случаях:

• согласно статье 46 право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам;

• согласно статье 52 в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.

Право на занятие должностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

 

Разъяснения Минтруда России

• Будут ли отменены ЕТКС и ЕКС?

В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые имеются уже и в настоящее время. По мнению Минтруда России, такая замена будет происходить в течение достаточно длительного периода.

• Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессия (должностям) содержит различные наименования профессий (должностей), то какими документами должен пользоваться работодатель?

В случаях, если наименования должностей, профессий, специальностей содержатся и в квалификационных справочниках, и в профессиональных стандартах, то работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

• Требования профессионального стандарта должны быть прописаны в трудовом договоре/должностной инструкции работника в полном объеме или могут быть какие-либо допущения?

Работодатель определяет содержание трудового договора с учетом статьи 57 ТК РФ и должностные обязанности работников. При этом профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ, кроме содержащихся в нем требований, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель применяет профессиональные стандарты для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников, организации труда, установления систем оплаты труда.
По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей.

• Могут ли обязанности работников, требования к образованию и стажу измениться автоматически в связи с принятием профессионально стандарта? Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования или стаж работы не соответствует указанным в профессиональном стандарте? Уволить его, если он отказывается проходить обучение?

Обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут.
Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно статье 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со статьями 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.
Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.
Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

• Должны ли работники привести свою квалификацию с требованиями профессиональных стандартов? Обязанность по направлению на обучение и расходы несет работодатель?

Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и их дополнительное профессионально образование осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

• Если выполняемые работником обязанности шире, чем содержащиеся в профессиональном стандарте трудовые функции и трудовые действия, имеет ли он право требовать доплату за совмещение профессий?

При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличения объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, оплата труда работника производится с учетом статьи 151 ТК РФ.

• Какие санкции будут применяться за неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов?

Если не соблюдены указанные обязательные требования законодательства, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных нарушениях.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter