Факультет антропологии
Штырков Сергей Анатольевич

Штырков
Сергей Анатольевич

Доцент факультета антропологии
Ученая степень: Кандидат исторических наук
Направление подготовки: 46.04.03 Антропология и этнология; 45.04.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика; 45.04.01 Филология; 41.04.04 Политология
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
+7 (812) 386-7636
Общий стаж работы: 24 лет
Преподаваемые дисциплины
  • Методы полевой этнографической работы
  • Нарративные источники в антропологическом исследовании
  • Антропология этничности
  • Политические проблемы национализма

Старший научный сотрудник отдела Кавказа, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН

Научные интересы и области исследований
Антропология религии, изучение национализма, изучение фольклорного нарратива

Биография
В 1993 году окончил кафедру археологии исторического факультета Санкт-Петербургского университета. В 1999 году окончил факультета этнологии (ныне – антропологии), где и остался преподавать. В 2002 году защитил кандидатскую диссертацию по историческим преданиям Новгородской земли. В том же году поступил на работу в МАЭ РАН. Занимался исследованиями в области крестьянского фольклорного нарратива (полевые исследования на Северо-западе России, культуры новых религиозных движений (Красноярский край, Москва, Великий Новгород) и этнического традиционализма в Северной Осетии (Республика Северная Осетия–Алания).

 

ПУБЛИКАЦИИ

Монографии:

 

Составление и редактирование научных сборников:

  • (соредактор с Ж.В. Корминой и А.А. Панченко). Изобретение религии: десекуляризация в постсоветском контексте. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015.
  • Северный Кавказ: традиционное сельское сообщество: социальные роли, общественное мнение, властные отношения. Санкт-Петербург: СПб.: Наука, 2007.
  • (соредактор с Ж.В. Корминой и А.А. Панченко). Сны Богородицы. Исследования по антропологии религии. СПб. 2006.
  • (соредактор с К.А. Богдановым, Ж.В. Корминой и А.А. Панченко). Гендерный подход в антропологических исследованиях. СПб. 2001. 

 

Статьи и публикации материалов:

 

  • «Аланская княжна, княгиня Владимирская»: Мария Ясыня, русско-осетинские связи и консервативные семейные ценности // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. № 2. С. 13-37.
  • Рекомы дзуар: древняя святыня в современном религиозном ландшафте // Бюллетень Владикавказского института управления, 2016, № 47: 606–617.
  • Рецензия на: Charles Lindholm (ed.). The Anthropology of Religious Charisma: Ecstasies and Institutions. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2013. 248 р. [Религиозная харизма с рас- и заколдовывающей точки зрения социальных наук] // Антропологический форум, 2016, № 29: 223-246.
  • Осетинское святилище Реком: старая фотография из фондов МАЭ и советские корни религиозного традиционализма // Народы Кавказа: музейные коллекции, исследования объектов и явлений традиционной и современной культуры. (Сборник МАЭ. Т. LX). СПб.: МАЭ РАН, 2015. С. 266–286.
  • «Эти три пирога, эта чаша… можно сказать, литургия!»: интерпретация народной традиции как «внутренняя миссия» Русской православной церкви в Северной Осетии-Алании. // Люди, горы, границы: этнографические очерки посттрадиционного общества. СПб.: Издательство МАЭ РАН, 2015: 295–335.
  • Хаккарайнен М. В. Шаманизм. Штырков С. А. Религиозная жизнь Сибири и Дальнего Востока: Материалы к учебнику / Науч. ред. Н. Б. Вахтин. СПб.: Нестор-История, 2015. 68 с.
  • «Борьба асов с дэвами пронизывает все наше бытие»: конспирологическое воображение североосетинских интеллектуалов в поисках смысла национальной историиpdf 3967 // Антропологический форум, 2015 № 27: 176-202.
  • «Это наше исконно русское, и никуда нам от этого не деться»: предыстория постсоветской десекуляризации // Изобретение религии: десекуляризация в постсоветском контексте / науч. ред. Ж. В. Кормина, А. А. Панченко, С. А. Штырков. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015. 7-45 (совместно с Ж.В. Корминой)
  • Orthodox Traditionalism in the Republic of North Ossetia-Alania: The Ethnicization of Religion as the “Internal Mission” of the Russian Orthodox Churchpdf 3967  // State, Religion and Church. 2015. 2(1): 75-105.
  • Рецензия на: State Secularism and Lived Religion in Soviet Russia and Ukrainepdf 3967 / Ed. by Catherine Wanner. N.Y.: Oxford University Press, 2012. 304 р. (Сергей Штырков) // Антропологический форум. 2014. № 23. С. 213-228.
  • Старица и смерть: заметки на полях современных житийpdf 3967 // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2014. № 1(32). С. 107-130. (совместно с Ж.В. Корминой)
  • Традиционалистские движения в современном северо-осетинском обществе и логика религиозного национализма // Кавказский город: потенциал этнокультурных связей в урбанистической среде. СПб.: МАЭ РАН, 2013. с. 331-362. 
  • «В городе открыт Дворец счастья»: Борьба за новую советскую обрядность времен Хрущева // Топография счастья: этнографические карты модерна: Сборник статей / Сост. Н. Ссорин-Чайков. М.: Новое литературное обозрение, 2013. С. 261-275. 
  • «Мы переступили черту ада»: евангелическое визионерство как инструмент социального контроляpdf 3967 // Антропологический форум. 2013. № 18. С. 276-299. 
  • Новый проект по изучению этнорелигиозной идентичности армян, проживающих в России: предварительные результаты и исследовательские перспективы // Лавровский сборник: материалы XXXVI –XXXVII Среднеазиатско-Кавказских чтений, СПб.: МАЭ РАН, 2013 (совместно с Л.С. Гущян). С. 412-419.
  •  Believers' Letters as Advertising: St Xenia of St Petersburg's 'National Reception Center'pdf 3967 // Russian Cultural Anthropology after the Collapse of Communism, Ed. by: Albert Baiburin, Catriona Kelly, and Nikolai Vakhtin. Abingdon, Oxon: Routledge, 2012 (with Jeanne Kormina). P. 155-182. Впервые опубликовано: Forum for Anthropology and Culture, 2010. Т. 6. C. 115—143 (совместно с Жанной Корминой)
  • Прогрессивные народные традиции: обретение и изобретение (случай Северо-Осетинской АССР в 1960-е годы) // Общество как объект и субъект власти. Очерки политической антропологии Кавказа. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2012. C. 213-250
  •  The Unmerry Widow: The Blessed Kseniia of Petersburg in Hagiography and Hymnography // Holy Foolishness in Russia: New Perspectives. Edited by Priscilla Hunt and Svitlana Kobets. Bloomington: Slavica Publications, 2011. 281-304.
  • Православные версии советского прошлого: политики памяти в ритуалах коммеморацииpdf 3967 // Антропология социальных перемен: сборник статей. / Отв. ред.: Э.-Б. Гучинова, Г. Комарова. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. C. 389-413. (совместно с Жанной Корминой)
  • Советские корни этнического традиционализма: случай Северной Осетии // Неприкосновенный запас 2011, №4 (78). C. 66-79.
  • St Xenia as a Patron of Female Social Suffering: An Essay on Anthropological Hagiology // Multiple Moralities and Religions in Post-Soviet Russia. Edited by Jarrett Zigon. New York: Berghahn Books, 2011. C. 168–190. (совместно с Жанной Корминой)
  • Religious nationalism in contemporary Russia: the case of the Ossetian ethnic religious projectpdf 3967 // Understanding Russianness (Routledge Advances in Sociology). Edited by Risto Alapuro, Arto Mustajoki, Pekka Pesonen. London: Routledge. 2011. C. 232-244.
  • Лингвистический национализм и академическая традиция: соперничество и преемство // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2010 г. СПб: МАЭ РАН, 2011. С. 327-333.
  • Believers' Letters as Advertising: St Xenia of St Petersburg's 'National Reception Center'pdf 3967 // Forum for Anthropology and Culture, 2010. Т. 6. C. 115—143 (совместно с Жанной Корминой)
  • Тема ослепления и прозрения в восточно-христианской агиографии: нарративизация метафоры как принцип создания мотива // Nomen est omen: Сборник статей к 60-летию Николая Борисовича Вахтина / ред. А. К. Байбурин, СПб., 2010. С. 258-271.
  • Практическое религиоведение времен Никиты Хрущева: Республиканская газета в борьбе с религиозными пережитками (на примере Северо-Осетинской АССР)pdf 3967 // Традиции народов Кавказа в меняющемся мире: Преемственность и разрывы в социо-культурных практиках. СПб., 2010. С. 306-343.
  • Обличительная этнография эпохи Хрущева: большая идеология и народный обычай (на примере Северо-Осетинской АССР) // Неприкосновенный запас 2009, №1, С. 147–161.
  • Письма верующих как реклама: «всенародная приемная» св. Ксении Петербургскойpdf 3967 // Антропологический форум. 2008. № 9. С.154-184 (Совместно с Жанной Корминой) 
  • «Осетинская народная религия»: судьба концепта в XIX-XX вв.pdf 3967 // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2007 г. СПб., 2008. С. 309– 317
  • О проблемах профессиональной шизофрении или «Тут вам не парижский автобус». Форум: Позиция антрополога при исследовании проблем ксенофобии (Реплика редколлегии по поводу состоявшейся дискуссии) // АФ. 2008. № 8. С. 167-180.
  • Сельское сообщество, традиция власти: очерки осетинского общества эпохи модернизации // Северный Кавказ: традиционное сельское сообщество – социальные роли, общественное мнение, властные отношения. СПб., 2007 P. 237–292.
  • После «народной религиозности» // Сны Богородицы. Исследования по антропологии религии // Под ред. Ж.В. Корминой, А.А. Панченко, С.А. Штыркова — СПб., 2006. С. 7–18.
  • Рассказы об осквернении святынь / Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. С. А. Штыркова // Традиционный фольклор Новгородской области. Вып. 3. СПб., 2006. С. 208-230. [
  • Niemand und nichts ist vergessen. Die Okkupation in mündlichen Zeugnissen // Osteuropa. 2005. Vol. 55. Heft 4-6. S. 444-461 (in German) (with Jeanne Kormina)
  • Strategies of Constructing a Group Identity: the Sectarian Community of the Subbotniki in the Staniza Novoprivolnaia // Folklore. Vol. 28. (Popular Religion in Multiconfessional Environment). Tartu, 2004. P. 91–110.
  • Опыт изучения сельских святынь. «Забудущие родители» // Живая старина, 2003, №3. С. 18, 21—25
  • «Святые без житий» и забудущие родители: церковная канонизация и народная традиция // Концепт чуда в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О.В. Белова. М., 2001. С. 130-155.
  • Наказание святотатцев: фольклорный мотив и нарративная схемаpdf 3967 // Труды факультета этнологии. Вып.1 / Ред. А.К. Байбурин. СПб., 2001. С. 198-210.
  • Предания (Составление, подготовка текстов, вступительная статья и комментарий) // Традиционный фольклор Новгородской области / Изд. подг. М.Н. Власова и В.И. Жикулина. СПб., 2001. С. 203-221, 422-435. (совместно с А.А. Панченко)
  • Мир живых и мир мертвых: способы контактов (два варианта северорусской традиции) // Восточнославянский этнолингвистический сборник. М., 2001. С. 206-231. (совместно с Жанной Корминой)
  • Исторические предания и перспективы изучения традиционных нарративных практик // Мифология и повседневность. Вып. 2. Материалы научной конференции 24-26 февраля 1999 г. / Сост. и ред. К.А. Богданов и А.А. Панченко. СПб., 1999. С. 22-35.
  • Конструирование коллективной исторической памяти в локальной традиции // Cтароладожский сборник / Отв. ред. и сост. А.А. Селин. СПб.-Старая Ладога, 1998. С. 126-133.
  • Аспекты когнитивной метафоры: наука и религия // Антропология религиозности (Альманах "Канун". Вып. 4). СПб., 1998. С. 289-336.
  • Фольклорная несказочная проза: проблемы классификации и терминологии // Мифология и повседневность. Материалы научной конференции 18-20 февраля 1998 г. / Сост. К.А. Богданов и А.А. Панченко. СПб., 1998. С. 196-210.

 

ПРОЕКТЫ И ГРАНТЫ

Конспирологические нарративы в русской культуре / Российский научный фонд, 2014-2016

Templeton Foundation / University of Southern California: Pentecostal and Charismatic Research Initiative, Senior Investigator of the Center for the Study of Pentecostal and Charismatic Movements in Russia (2010-2012) (including ethnographic field research in Northern Russia).

Helsinki Collegium for Advanced Studies: KONE Foundation resident fellowship (2006)

BOREAS program of the European Science Foundation (project “New Religious Movements in the Russian North”), Senior Investigator (2006-2008) (including ethnographic field research)

INTAS fellowship (the project “The interrelationship between official religious institution and vernacular religious practice: a case of icon veneration in rural northern Russia”), Principal Investigator (2004-2005)

Project “Religious life of the Russian province: worshipping of rural sacred places in the Russian North-West in the late 20th to early 21st centuries”. Supported by American Council of Learned Societies (2002) (including ethnographic field research in Northern Russia)

 

КУРСЫ

Антропология религии

Фольклорная несказочная проза

Нарративные источники в антропологическом исследовании

Религиозная жизнь современной России

Антропология этничности (совместно с Головко Евгением Васильевичем)

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter