Максим Атаянц. Пиранези и архитектура античности

 
24.03.2018
 
Школа искусств и культурного наследия

19 марта в Европейском университете с открытой лекцией "Пиранези и архитектура античности" выступил Максим Атаянц.

В Европейском университете продолжается цикл открытых публичных лекций архитектора, графика и историка зодчества Максима Атаянца, посвященных классической традиции в архитектуре.

На предыдущих лекциях аудитории был предложен опыт «медленного чтения» центральных памятников античности – римского Пантеона и афинского Парфенона. В цикл также вошли лекции, посвященные генезису, эволюции и распространению коринфского и композитного ордеров, а также новому освоению классической формы в эпоху Возрождения.

Темой новой встречи стала реконструкция античности в XVIII веке, в работах архитектора и гравера Джованни Баттиста Пиранези. Поводом к разговору стала публикация в 2015 году русской версии фундаментального исследования «Современность древности: Пиранези и Рим» (английское издание было опубликовано в 2006 г. под заглавием «Piranesi as Interpreter of Roman Architecture and the Origins of His Intellectual World»). Его автор – доктор искусствоведения, специалист по архитектурной теории Лёля Кантор-Казовская, заведующая кафедрой истории искусства Еврейского университета в Иерусалиме – помещает работы и идеи Пиранези в контекст актуальных теоретических дискуссий XVIII столетия и истории архитектурной мысли.

Предлагаемый Максимом Атаянцем разговор с позиции практикующего архитектора и одновременно знатока классического зодчества был призван дополнить понимание взглядов Пиранези прежде всего на формальные и структурные, материальные аспекты античной архитектуры. Реконструкция художественной и строительной логики, лежащей в основе толкования античности Дж. Б. Пиранези, столь же важна для осмысления его творчества и воззрений, сколь и обсуждение их интеллектуального контекста.