Алексей Ларионов. Как читать скрытые смыслы и подтексты в живописи

 
05.10.2018
 
Школа искусств и культурного наследия

Смотреть видеозапись лекции (Arzamas)

22 апреля в рамках совместного проекта Европейского университета в Санкт-Петербурге, Государственного Эрмитажа и Arzamas'а "Искусство видеть: 8 лекций о картинах, фотографиях, музеях и домах" состоялась лекция Алексея Ларионова "Как читать скрытые смыслы и подтексты в живописи".

Жанр аллегории, почти полностью забытый и вышедший из употребления в искусстве современной эпохи, некогда привлекал к себе крупнейших мастеров европейской живописи. Пользуясь языком иносказаний и символов, авторы аллегорических композиций говорили с современниками на самые важные и актуальные темы: выражали философские взгляды, формулировали нравственные принципы, декларировали политические идеи.

По каким законам строились аллегории? Каким образом отвлеченные идеи обретали в них зримую телесную форму? Как интеллектуальный ребус может оборачиваться высоким искусством? О чем повествуется в полотне Рубенса «Союз Земли и Воды»? Какое послание императору Рудольфу II зашифровал голландский художник Гольциус в своем знаменитом шедевре «Вакх, Венера и Церера» и почему это произведение считается непревзойденным образцом многозначной игры смыслов? Об этом — в лекции старшего научного сотруд­ника Государственного Эрмитажа, хранителя рисунков старых мастеров Алексея Ларионова.

Алексей Ларионов — старший научный сотрудник отдела истории западно­европейского искусства Государственного Эрмитажа, хранитель старых европейских рисунков, преподаватель Европейского университета в Санкт-Петербурге, автор статей и куратор выставок, посвященных нидерландскому и немецкому искусству XV–XVII веков.