ВДНХ-12. Публичная сфера и художественный процесс: эстетические, социальные, экономические и институциональные аспекты художественной выставки в императорской России и на Западе

 
20.11.2018
 
Школа искусств и культурного наследия

17 ноября 2018 года в Европейском университете в рамках Двенадцатой общероссийской конференции «Выставка Достижений Научного Хозяйства» состоялось заседание секции факультета истории искусств «Публичная сфера и художественный процесс: эстетические, социальные, экономические и институциональные аспекты художественной выставки в императорской России и на Западе».

Посредством секции был анонсирован запуск международного и междисциплинарного исследовательского проекта, посвященного изучению истории и меняющейся роли художественной выставки на Западе и в России. Почему художественная выставка? Именно благодаря этой социальной практике искусство впервые стало демонстрироваться в светском публичном формате и на регулярной основе. Данный процесс сыграл ключевую роль в освобождении искусства от утилитарных функций: художественные произведения стали выставляться исключительно ради эстетического суждения (и наслаждения) профессионалов, любителей, широкой публики. Так художественная выставка оказалась одной из манифестаций зарождающегося публичного пространства в Европе в XVIII веке. Со временем она приобрела статус общественного форума, в рамках которого уникальным образом пересекались интересы всех основных агентов художественного процесса: академий (и, в их лице, государства), меценатов, художников, дилеров, галерей, критиков, коллекционеров и музеев. Исследовательский проект впервые призван критически рассмотреть то, как западная практика художественной выставки, в ее эстетическом (форма репрезентации), социальном (публичное пространство), экономическом (рыночный инструмент) и институциональном (временная деятельность) измерениях, приживалась и видоизменялась в России, став важным инструментом культурного обмена и модернизации. Помимо вводного историографического доклада, секция предложила несколько примеров того, как реконструкция публичной выставочной истории позволяет по-новому взглянуть на традиционную историю русского искусства и соотнести ее со значимыми социально-экономическими и политическими процессами эпохи.

Темы докладов, представленных в ходе заседания секции:

Андрей Шабанов (ЕУСПб), «Чья выставка? Эволюция практики художественной выставки и история ее изучения в России и на Западе».
Наталья Бледнова (ЕУСПб), «Саморепрезентация Российской империи в выставочном пространстве: «Туркестанские» выставки 1860–1870-х годов».
Никита Балагуров (ВШЭ СПб), «Художественный отдел Всероссийской выставки 1882 года и нарратив о национальной школе живописи».
Вадим Басс (ЕУСПб), «Оформление современности, конструирование истории: архитектурные выставки 1911 года в Академии Художеств».