Вадим Басс. Проекты советских военных монументов 1941–45 годов

 
12.04.2019
 
Школа искусств и культурного наследия

3 апреля 2019 года в Открытом лектории Новой Голландии состоялась лекция доцента факультета истории искусств ЕУСПб Вадим Басса «Проекты советских военных монументов 1941–45 годов: как советские архитекторы искали язык для коммеморации трагедии и как складывался мемориальный канон».

В первой половине 1940-х годов советские архитекторы создали множество проектов военных монументов, а также проектов реконструкции разрушенных городов, важной частью которых были мемориальные сооружения. Многие из этих проектов были необычными, неортодоксальными, странными. Они сильно отличались от советского архитектурного мейнстрима предшествующего периода и от послевоенных мемориалов. С самого начала Великой Отечественной архитекторы начали экспериментировать, стремясь изобрести новый, неконвенциональный язык для выражения грандиозной трагедии. «Безъязыкая улица» должна была найти язык, чтобы выговориться и мобилизовать общество.

Мемориальные проекты Андрея Бурова, Леонида Павлова, Григория Захарова, Моисея Гинзбурга и др. демонстрировали предельный случай коммуникации на границах мемориального жанра, или, точнее, попытки переопределения самого жанра. В лекции рассматриваются источники этого архитектурного языка, а также механизмы психологической манипуляции, разработанные архитекторами. Они использовали риторические инструменты, восходящие к традиционной поэтике героических мемориалов прошлого. Новые мемориальные проекты сочетали также латентный милитаризм межвоенной советской архитектуры и дизайна с откровенной воинственностью памятников революции и Гражданской войны. С другой стороны, столкновение с массовым насилием новых масштабов, форм, степени жестокости побуждало архитекторов и скульпторов к поиску максимально сильных форм и средств воздействия. Результатом военных потрясений стали проекты, демонстрирующие парадоксальное освобождение советских архитекторов. Функция мемориальных сооружений также позволяет на их примере продемонстрировать особенности политики и практик конструирования истории, технику отбора событий, подлежащих увековечению, достойных закрепления, и характер образов, в которых это увековечение происходит.

В лекции также рассказывалось о «модельном» случае, который предшествовал мемориальным проектам Великой Отечественной, — конкурсе на памятники на местах боёв Зимней войны.

Иллюстрация: Андрей Буров. Проект Храма Славы в Сталинграде. 1943