Факультет истории искусств
Григорьев Роман Геннадьевич

Григорьев
Роман Геннадьевич

Профессор факультета истории искусств
Ученая степень: Кандидат искусствоведения
Направление подготовки: 50.04.01 Искусство и гуманитарные науки
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
+7 (812) 386-7635
Общий стаж работы: 30 лет
Преподаваемые дисциплины
  • Современные проблемы гуманитарного знания
  • Социальная история гравюры
  • Музейный практикум: изобразительное искусство
  • Образ Запада в русской культуре
  • Hermitage: the Home of Russian Tsars: Paiace, People, Collections

Дополнительная информация: Заведующий Отделением гравюр Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа; член Международного совета хранителей голландского искусства (CODART).

Основные исследовательские интересы: русская культура конца XVII – первой четверти XIX века; изобразительное искусство Нидерландов и Голландии XVI–XVII веков; русско-голландские культурные контакты; народная гравюра; структурные методы изучения литературы и изобразительного искусства; проблематика «Слово и изображение»; социальная история искусства  (патронаж, коллекционирование, художественный рынок Европы XVI–XIX вв.)

 

Видеоматериалы:

 

Публикации:

  1. Мемуары декабристов. Рец. на: Мемуары декабристов: Северное общество. М., МГУ, 1981 // [газета] Тартуский государственный университет. 1981. No. 9 (102).
  2. Проза Андрея Платонова в 1924 г. // Тезисы научной студенческой конференции по русской филологии  /  Тартуский гос.университет. Тарту, 1984. (В соавторстве с Е.Г.Григорьевой).
  3. Баталия на лубке // Советский музей. 1987. N 4. С.42–45.
  4. Серия  "Коллекция двенадцати гравированных картин..." (1814–1815) и ее создатели (к 175-летию Отечественной  войны 1812  года)  //  Сообщения  Государственного Эрмитажа. 1988. [Вып]. LIII. С.20–23.
  5. Пространство и время в русском батальном лубке второй половины XVIII – начала XIX века // Гравюра в системе искусств. Тезисы докладов на конференции [Государственный Русский музей,] Ленинград, 29 ноября – 1 декабря [1989].  Л., 1989. С.19-23.
  6. Русский альбом Альбрехта Адама: Каталог выставки. Л., Государственный Эрмитаж, 1990 (в соавторстве с Б.И. Асварищем и Г.В. Вилинбаховым).
  7. [Биографическая статья:] Каразин, Василий Назарьевич // Русские писатели: 1800–1917. Биобиблиографический словарь Т.2. М., 1992. С. 466–468.
  8. Гравюры фламандской и голландской школ // Masterpieces  of  the 15-18th Century Print from The State Hermitage Museum: Exhibition Catalogue / Seiji Togo Memorial  Yasuda Kasai Museum of Art.  Tokyo,  1992. Сat. №№. 59–82 [на японском языке].
  9. Гравюры голландской и фламандской школ // Dutch  and Flemish Art of the 17th century from The State Hermitage Museum:  Exhibition Catalogue / Tobu Museum of Art. Tokyo, 1992. Cat. №№ 49–118 (на японском языке).
  10. Офорты из собрания Эрмитажа // Все офорты Рембрандта: Каталог выставки / ГМИИ –   Гос. Эрмитаж. М., 1992. Кат. №№ 256–275.
  11. [Составление списка иллюстраций и комментарии  к  иллюстрациям в кн.:] Ю. М. Лотман. Беседы о русской культуре. Спб.,1994.
  12. "Стихия воды":  Выставка живописи и эстампа из собрания Государственного Эрмитажа.  Каталог выставки  /  Shizuoka Prefectural Museum of Art.  S.l., 1995. P.145–153. [раздел "Голландская и фламандская гравюра", на японском языке].
  13. Голландские источники русской  гравюрной  иконографии петровского времени // Эрмитажные чтения памяти Б. Б. Пиотровского (14.II.1908 – 15.X.1990):  Тезисы докладов. СПб.:  Изд-во Гос. Эрмитажа, 1996. С. 20–23.
  14. Introduction by the Curator of the Rembrandt etchings of the Hermitage // Th. Laurentius. Etchings by Rembrandt. Reflections of the Golden Age. Amsterdam – Zwolle, 1996. P. 12–13.
  15. Петр I и Голландия. Русско-голландские художественные и научные связи. К 300-летию Великого посольства. / Каталог выставки. СПБ., Славия, MCMXCVI [кат. №№ 11, 12, 28, 31, 34, 38].
  16. Рецензия на кн: Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. Спб., "Искусство-СПБ", 1996 // Коммерсант–Daily. 1997. 27 февраля.
  17. Рецензия на кн.: Тананаева Л.И. Рудольфинцы. Пражский художественный центр на рубеже XVI–XVII веков. М., Наука, 1996 // Пинакотека. 1997. № 1.
  18. Дмитрий Ровинский: труды и дни иконографа (параллельный текст на русском, голландском и английском языках) // Even tevoorschijn. Rembrandt-etsen uit de Hermitage. Предстали взору ненадолго. Офорты Рембрандта из Эрмитажа. Amsterdam, Museum het Rembrandthuis, 1997.
  19. [Комментарии к иллюстрациям в кн.] Lotman Ju. M. Der Russishe Adel. Eine Kulturgeschichte von Peter I. Bis Nikolaus I. Koln–Weimar, 1997.
  20. Парадокс Лотмана (вступительная статья соавторстве с С. М. Даниэлем) // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., Искусство-СПб, 1999.
  21. Голландская и фламандская школы // Шедевры западноевропейской гравюры XV–XVIII веков: от Шонгауера до Гойи (из коллекции Государственного Эрмитажа). СПб., 1999. С.138–176, 180–191 (кат. №№ 60–85).
  22. The History of the unique print collection of Dutch XVII-century printmakers (Romejn de Hooghe, Adriaan Schoonebeek, Pieter Picaert) from the Hermitage museum (1999) // Электронный ресурс.
  23. Ровинский и его коллекция офортов Рембрандта  // Венок Ровинскому. М., 2003. С. 234–269.
  24. Концепция времени в изобразительной риторике погребального портрета // Лотмановский сборник-III. М., 2004. С. 775–786.
  25. The 19th-century Rembrandt // Hermitage Magazine. Summer 2004. No.3: 46–49.
  26. [Гравюры нидерландской школы] // Life with Flowers: Masterpieces from State Hermitage Museum. Exhibition Catalogue / Shizuoka Art Gallery. Szizuoka, 2005. P. 128–137 (кат. №№  Р-1 – Р-9, на японском языке).
  27. Рембрандт – гравер. СПб., Государственный Эрмитаж, 2006.
  28. Рецензия на кн.: Gary Schwartz. The Rembrandt Book. Mercatorfonds, 2006 // Эрмитаж. 2006. № 4. С. 69–70 (на русск. и англ. языках).
  29. Искусство как обман // Эрмитаж. 2007. № 6. С. 10–14 (на русск. и англ. языках).
  30. Rembrandt: the Master of the Copperplate / Exhibition catalogue,  Sinebryhoff Art Museum. Helsinki, 2012. – 264 с. (review by Nicholas Stockdon: Print Quarterly, Vol. XXX. No. 1.  2013. P. 60–61.
  31. Гравюры Рембрандта из коллекции Д. А. Ровинского в собрании Государственного Эрмитажа. СПБ., 2013. 758 с.
  32. (рец.: Дмитрий Озерков. Рембрандт Ровинского из Эрмитажа // The Art Newspaper Russia. 2013. No. 15. С. 50).
  33. "Единственно важное научное дело". Об одном письме Григория Гуковского // (НЕ)МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРИНОШЕНИЕ или Allegro affettuoso: сборник статей к 65-летию Бориса Ароновича Каца. СПб., Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2013. С. 612–620 (в соавторстве с К. В. Долининой).
  34. Век Рубенса: аллегорические, библейские и мифологические сюжеты в искусстве Фландрии XVII столетия. / Каталог выставки, Государственный Эрмитаж. СПБ., Славия, 2014. – 128 стр., илл. В соавторстве с Н. П. Бабиной и Н. И. Грицай. (Вступ. статья "Функции гравюры во фламандском искусстве XVII века" и гравюрная часть каталога, с. 61–125).
  35. Д. A. Ровинский  – человек-традиция. К истории формирования истории искусств в России (0,5 печ. л., в печати, изд-во Университета Регенсбурга).
  36. Equestrian portraits and battles: the mode of Europe-Russia image transfer // Global networks in print: Dutch/Russian exchange in the Petrine era (0,5 печ. л., в печати, изд-во Кэмбриджского Университета).
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter