Факультет истории искусств
Долинина Кира Владимировна

Долинина
Кира Владимировна

Ведущий преподаватель факультета истории искусств
Направление подготовки: 50.04.01 Искусство и гуманитарные науки
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
+7 (812) 275-5142
Общий стаж работы: 22 лет
Преподаваемые дисциплины
  • Гуманитарный текст: редактирование, библиографическое описание, информационные ресурсы в сфере истории искусств
  • Научный семинар "Арт-критика: стратегии и практики"
  • Научный семинар "Реализация научных проектов"
  • Проблемы жанров: Пейзаж

Дополнительная информация: искусствовед; критик; с 1993 года по настоящее время – художественный обозреватель Издательского Дома «КоммерсантЪ», в 2005-2007 гг. – главный редактор журнала «Эрмитаж».

Основные исследовательские интересы: французское и русское искусство XIX века; символизм в России и Франции, политическая иконография монументальной живописи XIX века; история, становление и развитие музеев; культурные институции и власть; художественная критика; искусство ХХ века; история фотографии; актуальные проблемы культурной жизни современной России.

 

Видеоматериалы:
Интервью Киры Долининой в рамках Образовательной программы Уральской индустриальной биеннале современного искусства.

 

Академическая и исследовательская деятельность:
1999, 2000 - Санкт-Петербургский государственный университет, Центр современного искусства, Школа кураторов, приглашенный преподаватель
2000, ноябрь - Университет Южной Калифорнии (Лос-Анджелес), Отделение славистики, приглашенный лектор. Лекция: О пользе консервации. Петербург как центр имперской культуры.
2001, янв-февр. - Университет Южной Калифорнии (Лос-Анджелес), Отделение славистики, приглашенный исследователь.
2002–2003 - Библиотека Музея Ван Гога, Амстердам, самостоятельный исследователь.
2003, июнь-июль - Художественный институт Кларка (Вильямстаун. Массачусетс), приглашенный исследователь.
2003-по наст.время - Институт PRO ARTE, программа «Школа культурной журналистики», приглашенный куратор направления «Изобразительное искусство», приглашенный лектор. Лекции: «Классическое искусcтво в художественной критике».
2004, май - Институт высших гуманитарных исследований (Москва), приглашенный лектор. Лекция: «Политическая иконография декорации парижского Пантеона: конструирование национальной идеи у Пюви де Шаванна».
2011, март - Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка" (Москва), приглашенный лектор. Лекция: «"Большие" петербургские музеи: имперские амбиции, территориальная экспансия, тест на современное искусство».
2011, декабрь - СПбГУ, Факультет свободных искусств и наук, проект «Дискуссии об искусстве и эклектике», приглашенный лектор. Лекция «Отечественная художественная критика 1990-х–2000-х годов».
2013, июль - Миникурс "Основные тенденции в культуре 20 века: визуальные искусства". Программа "Школа культурной журналистики" для Дальнего Востока и Сибири. Фонд Михаила Прохорова и Фонд Проарте (Красноярск).
2013, ноябрь - Миникурс "Музейные выставки в современной художественной критике". Программа "Школа культурной журналистики" Фонда Михаила Прохорова и Фонда Проарте (Москва).
2014, октябрь - Гостевая лекция "Русская художественная критика 90-х: опыт создания реальности" на семинаре «Проблема сообществ в современном искусстве», Факультет истории искусств, РГГУ (Москва).
2014, декабрь - курирование и преподавание на программе «Специальный набор Школы культурной журналистики (художественная критика), Фонд «ПРО АРТЕ» и Фонд Михаила Прохорова в рамках 1-й Петербургской биеннале музейного дизайна.
2015, июль - Миникурс "Основные тенденции в культуре 20 века: визуальные искусства". Программа "Школа культурной журналистики" для Дальнего Востока и Сибири. Фонд Михаила Прохорова и Фонд Проарте (Красноярск).
2015, октябрь - миникурс "Музейные выставки  в современной художественной критике" (6 ак. часов). Программа "Школа культурной журналистики" для Дальнего Востока и Сибири. Фонд Михаила Прохорова и Фонд Проарте. (Москва).
2016, май - миникурс «"Основные тенденции в культуре 20 века: визуальные искусства"» (12 ак. часов). Программа "Школа культурной журналистики" для Европейской части РФ. Фонд Михаила Прохорова и Фонд Проарте. (Царское Село).
2016, сентябрь    - миникурс "Музейные выставки  в современной художественной критике" (8 ак. часов). Программа "Школа культурной журналистики" для Европейской части РФ. Фонд Михаила Прохорова и Фонд Проарте. (Москва)
2017, апрель    - миникурс «Модернизм: откуда растет современное искусство?» (6 ак. часов). Программа "Школа культурной журналистики" для Дальнего Востока и Сибири. Фонд Михаила Прохорова и Фонд Проарте (Красноярск).

 

Конференции:
1992 - XXVIII Международный Конгресс историков искусства, Берлин.
1993 - Международная конференция «Национальная идентификация
и национальное своеобразие в искусстве», Российский институт истории искусств Российской Академии наук (организатор конференции).
1997 - Конференция «Современное искусство и средства массовой информации» Санкт-Петербургское отделение Центра современного искусства Джорджа Сороса. Доклад: «Дилетантизм и профессионализм в отечественной художественной критике».
2003 - Лотмановские чтения–XI, Институт высших гуманитарных исследований, Москва. Доклад: «Комментарий к пейзажу. Риторика словесного описания у передвижников».
2004 - Открытый исследовательский семинар, Европейский университет в Санкт-Петербурге. Доклад: «Комментарий к пейзажу. Риторика словесного описания у передвижников и пейзаж в религиозной живописи Пюви де Шаванна и Михаила Нестерова».
2005 - Лотмановские чтения–XII, Институт высших гуманитарных исследований, Москва. Доклад: «Смертельный случай» Жана-Поля Лорана. История человечества как история великих смертей».
2005 - Научная конференция памяти М.В. Доброклонского, Санкт-Петербургский государственный академический Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Доклад: «Философия истории и историческая живопись. Жан-Поль Лоран и французская историография XIX века».

 

Публикации:

Монографии, каталоги
- Kollektsia ! Art contemporain en URSS et en Russie (1950-2000). Catalogue. Paris: Editions du Centre Pompidou, Éditions Xavier Barral, 2017. [Co-autors: Nicolas Liucci-Goutnikov, Olga Sviblova, Ekaterina Degot et al.]
- Микроистория искусства. М.: НЛО, 2017. [200 стр., в печати]

Научное редактирование и перевод:
- Коллекция. Дар Центру Помпиду. Каталог выставки [перевод и редактура русской версии]. Соредактор – Алексей Тарханов. М., 2018 [в печати].

Основные научные статьи:

  • Дилетантизм и профессионализм // Современное искусство и средства массовой информации. СПб., 1998. 
  • Искусство выхода // Вступительная статья к каталогу фестиваля “Искусство на улице». СПб., 1998. 
  • Художник смерти и художник мечты. Работы Жана-Поля Лорана и Пьера Пюви де Шаванна в системе политической иконографии парижского Пантеона // Гумбольдтовские чтения. СПб., 2003. С.135-138.
  • «Eyes wide shut». Landscape painting in Nineteenth century Russia and France // Russian Landscape. Catalogue of the loan exhibition at the Groninger Museum and in the National Gallery, London. Groningen, 2003. P.106-121 (In English, in Dutch). 
  • К семантике пейзажа в западноевропейском и русском искусстве XIX века: Пюви де Шаванн, Нестеров, передвижники // Festschrift fûr Ivan. Сборник в честь Ивана Чечота. СПб, 2004. С.87-102. 
  • Памяти Моисея Кагана // Каган М.С. Избранные труды. В 8-ми томах. СПб: Петрополис, 2006-2011. Том 1. 
  • Художник смерти: Жан-Поль Лоран и французская историография XIX века // И/&. Сборник трудов факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге. СПб, 2007. С. 72-79. 
  • Без малого золотой век // The Art Newpaper Russia. 2012, №1, Апрель-Май. С. 24-25. 
  • «Единственно важное научное дело». Об одном письме Григория Гуковского [в соавторстве с Романом Григорьевым] // (НЕ)МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРИНОШЕНИЕ или Allegro affettuoso: Сборник статей к 65-летию Бориса Ароновича Каца. CПб,: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. C. 612-620.
  • Детство авангарда. Лучизм // 1913. Год.счета. М.: АСТ, Corpus, 2013. С. 76-83.

 

Художественная критика
С 1994 по наст. время - Сотрудничала с российскими и иностранными СМИ: BBC (Лондон), Radio Svoboda (Prague), «Независимая газета» , Pulse (СПб), «Афиша», ELLE, «Иностранная литература», Courier-UNESCO (Paris), “Артхроника”, The Art Newspaper Russia, GEO, “Театр”, Harper Bazaar Art и др.
2005-2007: 16 редакционных и авторских статей в журнале «Эрмитаж».
1993–по наст.время - Опубликовала более 1250 статей, интервью и колонок в изданиях Издательского Дома «КоммерсантЪ»: газете «КоммерсантЪ» (до 2001 года – «КоммерсантЪ-Daily»), журналах «КоммерсантЪ-Weekly», «Власть», «Деньги», «Домовой», «КоммерсантЪ-Рейтинг», “Citizen K”, “Стиль”, “Коммерсантъ Weekend. (основная тематика – изобразительное искусство. древности до наших дней, проблемы взаимодействия культуры и власти, реституция художественных ценностей, международная музейная политика).

Публикации 2010-2017 гг.: 
Полный архив публикаций К.В. Долининой в изданиях ИД "КоммерсантЪ"

Публикации в газетах и журналах:

Смотреть список публикаций К.В.Долининой в газетах и журналах (PDF)

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter