Факультет истории искусств
Даниэль Сергей Михайлович

Даниэль
Сергей Михайлович

Профессор факультета истории искусств
Ученая степень: Доктор искусствоведения
Направление подготовки: 50.04.01 Искусство и гуманитарные науки
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
+7 (812) 386-7635
Общий стаж работы: 48 лет
Преподаваемые дисциплины
  • Семиотика искусств
  • Научный семинар "Проблемы анализа и интерпретации живописного произведения"

Дополнительная информация: руководитель основной образовательной программы факультете истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге; профессор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина; член Союза художников России; член Международной ассоциации искусствоведов.

Основные исследовательские интересы: западноевропейская и русская живопись; теория изобразительного искусства; библейская иконография; структурная методология.

Видеоматериалы:

Сергей Михайлович Даниэль. Семиотка дверей, окон, зеркал (видеозапись лекции)

 

Публикации:

1. Опыт исследования информационной структуры живописного произведения (на материале картины Паоло Веронезе «Обращение Савла). Тезисы // Сборник статей по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1973. С. 135-136.
2. Семиотические замечания к вопросу о «сферической перспективе» К. С. Петрова-Водкина. Тезисы // Сборник статей по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1973. С. 136.
3. Оппозиция «верх–низ» в иконе «Преображение» (на материале русской иконописи XV–XVI вв.). Тезисы // Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам I (5). Тарту, 1974. С. 150.
4. Замечания к одной статье А. Блока // Тезисы I Всесоюзной (III) конференции «Творчество А. А. Блока и русская культура ХХ века». Тарту, 1975.  
5.  «Сферическая перспектива» Петрова-Водкина и некоторые вопросы структурно-семиотического анализа иконического текста // Русская филология. [Вып.] V. Сб. трудов СНО филологического факультета Тартуского гос. ун-та. Тарту, 1977. С. 119-132.    
6.   К проблемам методики // Художник. 1977. № 6.
7.   Навыки композиции // Художник. 1978. № 5.
8.  Пуссен и театр (тезисы) // Театральное пространство: Материалы научной конференции (1978). М., 1979. С. 215-228.
9.  Пуссен: «выбор и усвоение прекрасного // Проблемы развития зарубежного искусства. Вып. IX. Л., 1979. С. 60-67.
10. Регулярное поле изображения как объект семиотического анализа // Теоретические проблемы дизайна. Методологические аспекты социологических и историко-культурных исследований. М., 1979. С. 75-80. (В соавторстве с А. М. Даниэлем)
11. О «теории модусов» Пуссена // Советское искусствознание-79. Вып. 1. М., 1980. С. 123-135.
12. Войти… в картину // Творчество. 1980. № 5. С. 16-19. (В соавторстве с А. М. Даниэлем)
13. К интерпретации пейзажей Пуссена // Проблемы развития зарубежного искусства. Вып. Х. Л., 1980. С. 28-38.
14. Поэтика Александра Блока и живопись // Творчество. 1980. № 11.
15. Композиционные принципы Пуссена. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. искусствовед. 1980.
16. Произведение искусства: стиль и экспозиция. Тезисы // Проблемы формализации средств художественной выразительности. М., 1980. С. 52. (В соавторстве с А. М. Даниэлем)
17. Выставка Александра Зайцева // Вечерний Таллин. 1981. 21 мая.
18.«Репродукционизм» – искусство потребления // Творчество. 1981. № 5.
19. От Средних веков к Новому времени: медиативная функция изображения // Культура и искусство западноевропейского Средневековья: Материалы научной конференции (1980). М., 1981. С. 397-404.
20. Язык педагога // Художник. 1981. № 10.
21. Коммуникативная среда живописного произведения // Семиотика и проблемы коммуникации. Тезисы докладов. Ереван, 1982. С. 50-53. (В соавторстве с А. М. Даниэлем)
22. Выступление в дискуссии «Выставка и художественный процесс» // Творчество. 1982. № 4.
23. Никола Пуссен. Пейзаж с Полифемом // Юный художник. 1983. № 11.
24. Учебный анализ композиции // Творчество. 1984. № 3.
25. Статья в каталоге выставки А. И. Русакова. Дом писателя им. В. В. Маяковского. Л., 1984.
26. Качество сложной цельности // Творчество. 1984. № 5.
27. Западноевропейская живопись XVII века: проблемы изобразительной риторики // Советское искусствознание-83. Вып. 1. М., 1984. С. 53-74.
28. Диего Веласкес. Менины // Юный художник. 1985. № 4.
29. Статья в буклете выставки Александра Зайцева «Графика, скульптура». Гатчина, 1985.
30. Клод Лоррен. Альбом (на англ. и исп. языках). Л., 1986.
31. Линия красоты // Творчество. 1986. № 4.
32. Клод Лоррен и классическая пейзажная традиция // Искусство. 1986. № 5.
33. Термин и метафора в интерпретации живописного произведения // Советское искусствознание. Вып. 20. М., 1986. С. 255-269.
34. О художественной структуре картины Пуссена «Ринальдо и Армида» // Этюды о картинах. ГМИИ им. А. С. Пушкина. М., 1986. С. 106-114.
35. Пространство натюрморта в западноевропейской живописи XVII века // Вещь в искусстве: Материалы научной конференции (1984). М., 1986. С. 47-58.
36. Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века. Л., 1986. 199 с.
37. Близкий мир (о творчестве А. И. Русакова) // Нева. 1988. № 3.
38. Федотов: к вопросу о пародии в живописи бытового жанра // Советское искусствознание. Вып. 23. М., 1988. С. 88-107.
39. О композиционном мастерстве Паоло Веронезе (Картина «Обращение Савла» из Эрмитажа) // Искусство Венеции и Венеция в искусстве: Материалы научной конференции (1986). М., 1988. С. 65-74.
40. Традиция и поиски. Буклет выставки группы ленинградских художников. Л., 1988.
41. Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века. Автореф. монографии, предст. в кач. дис. на соиск. уч. степ. доктора искусствовед. 1988.
42. Первоосновы выразительности (О творчестве Александра Зайцева) // Творчество. 1988. № 10.
43. Искусство и искусствовед // Творчество. 1989. № 5.
44. Сети для Протея. (Памяти Григория Яковлевича Длугача) // Даугава. 1989. № 7. С. 113-121.
45. Запад и Восток в творчестве К. С. Петрова-Водкина // Советское искусствознание. Вып. 25. М., 1989. С. 131-146. (В соавторстве с А. М. Даниэлем)
46. Литературно-теоретическое наследие В. А. Фаворского // Творчество. 1989. № 9.
47. Кончетто. Изображение и слово в искусстве барокко // Проблема интерпретации литературных образов в изобразительном искусстве. Сб. по учебно-методическим вопросам. Л., 1989. С. 28-37.
48. Искусство видеть. О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л., 1990. 223 с.
49. Творческое объединение «Эрмитаж». Буклет. Л., 1991.
50. Exegi monumentum // Русская мысль. Париж. 6 сент. 1991.
51. Отшельники. К истории творческого объединения «Эрмитаж» // Русская мысль. Париж. 20 сент. 1991.
52. Sub specie ludi // «Гардероп». Выставка современных карнавальных костюмов. СПб., 1992.
53. Пабло Пикассо и Сальвадор Дали в диалоге с искусством прошлого // Проблемы развития зарубежного искусства. Сб. научных статей. Ч. II. СПб., 1993. С. 71-76.
54. Библейские сюжеты. СПб., 1994. 208 с.
55. Не искавший славы (к 400-летию со дня рождения Пуссена) // Деловая жизнь. 1994. № 11.
56. Беспредметное искусствознание // Вопросы искусствознания. 1994. № 1. С. 111-122.
57. Питер Брейгель. СПб., 1994.
58. Архитектура в прозе Михаила Булгакова // Вопросы искусствознания. 1994. № 4. С. 169-178.
59. Из мемуаров бывшего студента-заочника // Лотмановский сборник. 1. М., 1995. С. 151-159.
60. Владимир Кагарлицкий. Стихи и наброски.  СПб.,  1995.   64 с. (составление и вступительная статья).
61. Claude Le Lorrain. Peintre de la lumiere. Bournemouth; Saint-Petersbourg, 1995. 175 p. (В соавторстве с Н. И. Серебряной).
62. Апология Пуссена // Проблемы развития зарубежного и русского искусства. Сб. научных трудов. СПб., 1995. С. 27-29.
63. О рисунке К. Петрова-Водкина «Отречение Петра» // Библия в культуре и искусстве: Материалы научной конференции (1995). М., 1996. С. 272-276.
64. Петербургская тема в романе Набокова «Дар» // Блоковский сборник. Вып. XIII. Русская культура ХХ века: метрополия и диаспора. Тарту, 1996.
65. Французская живопись: взгляд из России. Альбом. СПб., 1996. 499 с.
66. Форма-Протей (заметки о пластическом мышлении) // Введение в храм. Сб. статей. М., 1997. С. 457-462.
67. Заметки бывшего студента-заочника (перепечатка воспоминаний о Ю. М. Лотмане) // Вышгород. 1998. № 3. С. 99-102.
68.  Статьи «В. М. Васнецов», «М. А. Врубель», «П. В. Кузнецов», «К. С. Петров-Водкин», «А. И. Русаков», «П. Н. Филонов», «М. З. Шагал» в энциклопедическом словаре «Русские художники». СПб., 1998.
69. Санкт-Петербург – Хвалынск: к Петрову-Водкину // Новый мир искусства. 1998. № 4.
70. Петр Конников // Новый мир искусства. 1998. № 4.
71. Статья в каталоге выставки «Александр Русаков» (к 100-летию со дня рождения). СПб, 1998.
72. «Пир у Симона Фарисея в переводе с фламандского на русский // Новый мир искусства. 1998. № 5. С. 6.
73. Марина Азизян // Новый мир искусства. 1998. № 5. С. 12-14.
74. Неклассическая классика. Буклет выставки в Эрмитаже (6 ноября – 6 декабря 1998). СПб., 1998.
75. Искусство как герменевтическая практика // Неклассическая классика. Каталог выставки. Гос. Эрмитаж. СПб., 1998. С. 4-8.
76. Протей: от мифа к метафоре // Архетипические образы в мировой культуре: Всероссийская научная конференция. Тезисы докладов. СПб., 1998. С. 5.
77. Авангард и девиантное поведение // Авангардное поведение. Сб. материалов. СПб., 1998. С. 40-46.
78. Парадокс Лотмана // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998. С. 5-12. (В соавторстве с Р. Г. Григорьевым)
79. Русская живопись: между Востоком и Западом. Альбом. СПб., 1999. 288 с.
80. Двадцать лет спустя: Лада Алексейчук // Новый мир искусства. 1999. № 1.
81. О музее и зрителе нашего времени // Новый мир искусства. 1999. № 2.
82. Художник петербургский // Новый мир искусства. 1999.   № 3.
83. История искусства без имен // Новый мир искусства. 1999. № 4. С. 11.  
84. Это – камень, а это – вода… // Новый мир искусства. 1999. № 4. С. 15.
85. Оптика Набокова // Набоковский вестник. Вып. 4. Петербургские чтения. СПб., 1999. С. 168-172.
86. От иконы до авангарда. Шедевры русской живописи. Альбом. СПб., 2000. 367 с.  
87. «Великий Карл» и его экспозиторы // Новый мир искусства. 2000. № 1. С. 20.
88.   Пропилеи-2000: от номинатора // Новый мир искусства. 2000. № 3. С. 3.
89.    451° по Вайбелю // Новый мир искусства. 2000. № 4.
90.   Музей и его метафоры: посвящается Эрмитажу // Автобус. 2000. № 4.
91.  К «петербургскому тексту» русской живописи: Владимир Шинкарев // Новый мир искусства. 2000. № 4.
92.  История искусств под знаком союза «и» // Новый мир искусства. 2000. № 5.
93.  Ван-Гог: литературный автопортрет // Винсент Ван Гог. Письма. СПб., 2000.
94.   Петров-Водкин: поэтика жизнеописания // Кузьма Петров-Водкин. Пространство Эвклида. СПб., 2000. С. 728-738.
95.  Камерное искусство // Новый мир искусства. 2001. № 1. С. 39.
96.  Гений наблюдения // Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве. СПб., 2001.
97.  Михаил Копылков: скульптура в керамической транскрипции // Новый мир искусства. 2001. № 2.
98.  О любви к немецкой культуре // Новый мир искусства. 2001. № 3.
99.  «Серебряный век» при вспышках магния // Петербург. Художественная жизнь. 1900 – 1916. Фотолетопись. СПб., 2001. С. 10-17.
100. Вокруг «Круга» // На берегах Невы. Живопись и графика ленинградских художников 1920-1930-х годов. Из московских частных коллекций. Каталог выставки. М., 2001. С. 5-13. //
101. Кончетто и концептуализм // Новый мир искусства. 2001. № 5.
102. От вдохновения к рефлексии: Кандинский – теоретик искусства // Василий Кандинский. Точка и линия на плоскости. СПб., 2001. С. 5-18.
103.  Канова // Новый мир искусства. 2001. № 6. С. 11.
104.  Музей как учебное пособие // Новый мир искусства. 2001. № 6. С. 29-31.
105. Нидерландская живопись: две ветви одной кроны. Альбом. СПб., 2001. 288 с.
106.  В поисках утраченного зрения: Клод Моне // Новый мир искусства. 2002. № 2. С. 42-43.
107.  Что нам Пикассо? // Новый мир искусства. 2002. № 6.     С. 47.
108.  Говорящая глина // Мир музея. 2002. № 3. С. 46-51.
109. Сети для Протея. Проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве. СПб., 2002. 303 с.
110.  Рембрандт. Альбом. СПб., 2002. 160 с.
111.  О Лотмане // Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб., 2002. С. 5-14.
112. Павел Флоренский // Новый мир искусства. 2003. № 4.    С. 49-50.
113.  Абрам Эфрос // Новый мир искусства. 2003. № 6.
114.  Европейский классицизм. СПб., 2003. 304 с.
115. Владимир Шинкарев: Великая Китайская стена // Новый мир искусства. 2004. № 3. С. 39-40.
116.  228 сюжетов из жизни Академии художеств // Новый мир искусства. 2004. № 5. С. 32.
117. Ответное письмо // Новый мир искусства. 2004. № 6. С. 27-28.
118. Современная Кубань: художники и меценаты // Новый мир искусства. 2005. № 4. С. 67-68.
119. Блокнот художника как жанр. Каталог выставки. Сост., вступит. статья, рисунки. СПб., 2005.
120. Посюсторонняя танатология // Новый мир искусства. 2005. № 5. С. 44.
121.  Натюрморт: к предыстории жанра // Виппер Б. Р. Проблема и развитие натюрморта. СПб., 2005. С. 8-22.
122. Искусство видеть. О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Изд. 2-е. СПб., 2006. 206 с.
123. Леонардо и Рембрандт // Новый мир искусства. 2006.  № 1.
124. Наука страсти нежной // Новый мир искусства. 2006. № 2. С. 6-8.
125. Шумы и звуки // Новый мир искусства. 2006. № 3.
126. Рококо: зритель в картине // Изобразительное искусство и театр: тема, образ, метод. Сб. статей. СПб., 2006. С. 37-43.
127. Врубель: заметки с выставки // Новый мир искусства. 2007. № 1. С. 30-33.
128.  Петров-Водкин и старые итальянские мастера // Сборник трудов факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге. СПб., 2007. С. 58-71.
129. Флоренский – истолкователь искусства // Имена. События. Школы. Страницы художественной жизни 1920-х годов. Вып. 1. СПб., 2007. С. 108-120.
130.  «Профили» Абрама Эфроса // Эфрос А. Профили. Очерки о русских художниках. СПб., 2007. С. 7-16.
131.  Рококо: от Ватто до Фрагонара. СПб., 2007. 333 с.
132.  Рембрандт Харменс ван Рейн. Даная. СПб., 2007. 24 с.
133. Чему учит искусство? // Новый мир искусства. 2008. № 2. С. 68-69.
134. О метафизических странствиях Петрова-Водкина // К. С. Петров-Водкин и XXI век. Саратов, 2008. С. 6-14.
135. Наедине с природой. Живопись Петра Татарникова // Петр Татарников. Альбом. СПб., 2009. С. 7-17.
136. Никола Пуссен // Кудрикова С. Ф. Франция. XV–XVIII века. Биографический словарь. СПб., 2010. С. 279-286.
137.  Рококо: от Ватто до Фрагонара. 2-е изд. СПб., 2010. 333 с.
138.  Кузьма Петров-Водкин. Жизнь и творчество. Суждения об искусстве. Современники о художнике. СПб., 2011. 127 с.
139.  Петров-Водкин и русский формализм. Тезисы // Русский формализм (1913 – 2013). Международный конгресс к 100-летию русской формальной школы. М., 2013. С. 91-92.
140. Заметки о гоголевском «Портрете» // (Не) музыкальное приношение, или Allegro Affettuoso. Сборник статей в честь 65-летия Б. А. Каца. СПб., 2013. С. 258-271.
141.  Статьи разных лет. СПб., 2013. 256 с.
142. Мерцающий образ // Наталия Земляная. Каталог выставки. СПб., 2015.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter