Социальная политика в современной России не зря завоевала эпитеты двойственной и непоследовательной. Для политического курса, инициированного федеральным центром, характерны как реформы неолиберального толка, так и откровенные интервенционализм и патернализм.
Маневрируя между противоречивыми сигналами федерального правительства, региональные власти в своей деятельности склоняются либо к одному, либо к другому спектру основополагающих принципов социальной политики. Несмотря на такие общие негативные стимулы, как шаткое положение некоммерческого сектора и давление на него, неэффективная деятельность бюрократии, отсутствие политической конкуренции и экономический кризис, некоторые регионы в большей степени склонны к реализации неолиберальных мер в системе предоставления социальных услуг.
В качестве основного показателя в настоящей работе рассматривается признание негосударственных поставщиков социальных услуг в качестве официальных и включение их в реестр. Региональные вариации в диверсификации сферы предоставления социальных услуг в едином общероссийском контексте являются своего рода экспериментальной площадкой для проверки гипотез о причинах разнообразия.
В работе описаны теоретические подходы, описывающие и объясняющие реформирование социальной политики в России, а также выдвинуты гипотезы о влиянии политических, социально-экономических и административных факторов на результаты реформирования сферы предоставления социальных услуг бездомным, инвалидам, сиротам, пожилым и людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Качественный анализ собранных данных и статистические тесты были выполнены для характеристики региональных различий и тестирования выдвинутых гипотез.
Препринт М-58/17 Анна Тарасенко «Диверсификация сферы социальных услуг в России: факторы региональных различий» (PDF 321 Kb)
Все препринты М-центра доступны на странице центра: https://eu.spb.ru/m-center/publications