Круглый стол «ЧТЕНИЕ И ЦИФРОВЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

Добавить в календарь 2018-01-22 18:00:00 2024-04-19 04:42:33 Круглый стол «ЧТЕНИЕ И ЦИФРОВЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ» Description Фирсовский зал (ауд. 201) Школа искусств и культурного наследия info@eusp.org Europe/Moscow public
Дата:
22.01.2018
Время:
18:00
Зал:
Фирсовский зал (ауд. 201)
Организатор:
Школа искусств и культурного наследия

В связи со стремительным развитием информационного пространства проблема чтения в современной России приобретает невероятную актуальность. С одной стороны, мы продолжаем пользоваться такими традиционными институтами чтения, как городские библиотеки, с другой стороны, нельзя не отметить, что читатель постепенно переходит от физической книги к электронной. Осмысление этого процесса представляется необходимым.

Круг нашего чтения оказывает большое влияние на систему ценностей и представлений об окружающем мире, поэтому исследования в этой области имеют высокое общественное и научное значение. Однако появление новых практик чтения ставит перед исследователями новые методологические проблемы.

Изменения в практиках чтения заставляют задаться рядом важных вопросов. Как дигитализация чтения влияет на самого читателя и институт литературы в целом? Влияет ли форма чтения на наш читательский выбор? Каковы наши читательские предпочтения сегодня и как они конструируются? Как выстраивается иерархия текстов в литературном поле? Как изучать чтение в электронных библиотеках? Чем отличается читатель электронной библиотеки от читателя физической библиотеки? Как реагирует современный читатель на художественную литературу в интернете?

Эти и многие другие вопросы мы обсудим на встрече, посвященной современным проблемам чтения в Европейском Университете в Санкт-Петербурге.

 

Докладчики:

Михаил Михайлович Соколов (Европейский университет в Санкт-Петербурге)

Надежда Александровна Соколова (Европейский университет в Санкт-Петербурге)

«Культурные классы» в российском обществе: Исследование с использованием данных абонементов библиотек

Отправной точкой для большей части социологии искусства являются различия во вкусах социальных групп, таких, как классы, политические среды или статусные слои. Поскольку значительная часть данных о подобных предпочтениях извлекается из опросов, индивиды вынужденно определяются через крупные категории, такие, как пол, возраст, образование и доходы, а вкусы определяются через традиционные жанры, например, «детектив».

Большие данные позволяют «пересобрать» эти жанры и профессии, показав, где наши традиционные представления о социальных (напр. «интеллигенция) и культурных (жанры) категориях больше не соответствуют действительности. В этом докладе будут представлены результаты подобного исследования, эмпирической базой для которого послужили данные абонементов примерно 200.000 читателей, пользовавшихся городской сетью библиотек в 2014-2015 годах, и особенно той их части (14500 человек), которые заполнили карточку, любезно указав профессию.

Эти данные позволяют как выделить эмпирическую типологию жанров, основываясь на книгах, которые в действительности брались вместе, так и определить профессиональный состав «культурных классов» - групп людей, определяемых по обладанию культурным капиталом. Например, шкала «культурности» для профессий, определенной через чтение «высоколобой» литературы, оказывается неожиданной и далекой и от представления как о вкусах высших слоев у Бурдье, так и от обыденных представлений о профессиональном составе «интеллигенции».

Роман Григорьевич Лейбов (Тартуский Университет)

К описанию синхронных иерархий литературных текстов

Литературную культуру в ее бытовании можно описать как экологическую систему, где тексты и их конгломераты существуют в борьбе за внимание аудитории и место в ее памяти. Однако для адекватного описания такой системы у исследователей, как правило, не хватает материала. Если литературные факты, относящиеся к области «канона», т. е. долговременной памяти культуры, подкрепленной авторитетом разнообразных институтов, могут быть более или менее строго исследованы, то факты, относящиеся к «архиву», как правило, выносятся за скобки описания. Между тем, «архив» - понятие, приложимое к текстам лишь ретроспективно, тексты, умершие для сегодняшней культуры, не были мертвы в свое время, и само противопоставление двух полюсов литературной культуры требует уточнения.

Редукция к «канону» не только дискриминирует «слабые» тексты. Она еще и мешает описанию реальной картины функционирования литературной системы, иерархий текстов в структуре коллективной культурной памяти. Традиционно решению этой задачи посвящены усилия историков литературы (обращающихся к исследованию текстов прошедших эпох, их контекстам, метатекстам разного типа и эго-текстам, фиксирующим предпочтения и мнения исторических читателей). На другом полюсе находятся усилия социологов чтения, обращающихся к разнообразным инструментам измерения читательских предпочтений современной аудитории.

Как нам представляется, для решения задач описания и измерения коллективной памяти о текстах (как классических, так и современных) могут успешно использоваться возможности, предоставляемые современной сетевой культурой. Речь идет о геймификации культурно-антропологических исследований, создании постоянно действующей платформы, которая позволит исследователям получать адекватные ответы на интересующие их вопросы, не обращаясь к дорогостоящим механизмам. Разумеется, такое решение не призвано заменить традиционные методики исследования социодинамики культуры, но способно значительно их дополнить.

Павел Исаакович Браславский (Уральский Федеральный Университет)

Анализ поведения читателей на основе логов приложения bookmate

Логи чтения электронных книг содержат не только информацию о том, «что» читают,
но и о том, «как» читают. Благодаря логам чтения можно исследовать объем и
график чтения – по дням, часам дня, длине сессий; параллельное чтение
нескольких книг; места «бросания» книги. Логи позволяют анализировать такие
«низкоуровневые» характеристики поведения читателя, как скорость чтения и
повторные прочтения отдельных фрагментов, пропуски и «пролистывания». Кроме
того, логи предоставляют возможность проанализировать связь характеристик текста
с поведением читателей. Такой анализ может быть интересен не только для
практических задач поиска и рекомендации книг, но также для стилистики,
литературоведения, психолингвистики и писательского творчества.

В докладе я расскажу об опыте анализа 10-месячного лога мобильного приложения
для чтения bookmate – основных характеристиках поведения пользователей
приложения, а также о первых результатах параллельного анализа поведения
читателей и характеристик текста.

Анна Владимировна Герасимова (Тартуский Университет)

О некоторых новых практиках чтения в интернете

Пока мы, филологи, исследуем тексты, историю и обстоятельства их написания, там, внизу, среди читателей, происходит совершенно другая жизнь. Люди читают совершенно другие книги, не те, что рекламируют, и не те, что мы привыкли изучать в университете, и даже не те, что получают премии. Люди создают библиотеки из тех книг, о которых мы ничего не знаем, собираются в сообщества фанатов книги, имя автора которой заставит филолога, пусть даже занимающегося современной литературой, недоуменно поднять бровь: а что, разве бывают русские (скандинавские, чилийские) романы?

Речь у нас пойдет о том, как изменилась старая практика чтения. Люди, которые любят читать, которые развлекают себя чтением, стали вести себя несколько иначе, чем прежде. Я попробую рассказать, как изменились их практики, о том, как чтение становится процессом производства, а не потребления, о том, что переплет в книге тоже важен, о том, как желание быть услышанным заставляет читать больше, о том, какие книги выбирают читатели, и по каким правилам играют в новые литературные игры. И не только играют, но и рассказывают об этом в видеоблогах, а также угадывают книги по весу и обложке. О дивный новый мир!

Регламент выступления 20 мин.

Дискуссант: Дмитрий Яковлевич Калугин (Высшая школа экономики в СПб/Европейский университет в Санкт-Петербурге)