ТАК ЛИ СТРАШНЫ «СТРАШНЫЕ ИСТОРИИ»: маркеры страха в современных детских нарративах

Добавить в календарь 2018-02-14 17:00:00 2024-03-29 12:50:51 ТАК ЛИ СТРАШНЫ «СТРАШНЫЕ ИСТОРИИ»: маркеры страха в современных детских нарративах Description Аудитория 217 Факультет антропологии info@eusp.org Europe/Moscow public
Дата:
14.02.2018
Время:
17:00
Зал:
Аудитория 217
Организатор:
Факультет антропологии
Спикер:
Центр Типологии и Семиотики Фольклора РГГУ, Москва; Эста Матвеева

Используя термин «страшная история», важно учитывать, что далеко не всегда это тексты, вызывающие чувство страха. Набор эмоций, стоящих за ними, гораздо шире и часто не исчерпывается чем-то одним: это может быть волнение, тревога, интерес, возбуждение, любопытство, удивление и даже смех. При этом одни и те же или типологически схожие истории, рассказанные в разных обстоятельствах, разными участниками могут провоцировать на переживание разных эмоциональных состояний. На характер переживаемых эмоций могут влиять самые разные факторы: начиная от возраста рассказчиков (верят ли они в то, о чем рассказывают или нет), заканчивая ситуацией, в которой рассказывается история («каноническое» осуществление практики: «Нужно чтобы темно было и свечи горели» или ситуация, как правило, неструктурированного интервью при котором существенно меняется прагматика трансляции).

В таком случае, как понять, какие тексты действительно провоцируют в участниках практики чувство «игрового страха», а какие нет? Автором доклада была предпринята попытка выделения в текстах «маркеров страха» – слов, словосочетаний, в некоторых случаях, полноценных предложений в детском нарративе, которые сообщают о реакции человека (чаще всего главного персонажа событий) на «страшный стимул» – эмоциональный раздражитель. В основе доклада лежит анализ устных интервью (в некоторых случаях письменных источников), а также многочисленных включенных наблюдений за реализацией самой практики рассказывания. В презентации будут представлены выводы о функции этих лексических маркеров в детской практике, а также той роли, которую они могут сыграть в понимании современного состояния жанров детского страшного фольклора.