ЧЕЛОВЕК КАК ЭПИСТЕМА: синергийная антропология в ландшафте современной мысли

Добавить в календарь 2018-05-25 13:00:00 2024-04-20 04:45:19 ЧЕЛОВЕК КАК ЭПИСТЕМА: синергийная антропология в ландшафте современной мысли Description Фирсовский зал (ауд. 201) Факультет политических наук; Факультет социологии info@eusp.org Europe/Moscow public
Дата:
25.05.2018
Время:
13:00
Зал:
Фирсовский зал (ауд. 201)
Организатор:
Факультет политических наук; Факультет социологии
Спикер:
Сергей Хоружий

0. Объемлющая онтологика: Различие - Онтологическое различие - Размыкание

1. Основоустройство синергийной антропологии в сжатом представлении

2. Окружающая среда: параллели, сближения, размежевания

Доклад о синергийной антропологии будет носить характер презентации научного направления, локализующей его в проблемном поле сегодняшней философии и сжато описывающей его цели, принципы и главные результаты. Особо акцентируются эвристика и эпистемология проекта: антропология развивается в нем как «наука наук о человеке», или же эпистема гуманитарного знания. Рабочий язык и дискурс проекта доставляют антропологические практики, и за счет этого мы избегаем объективации человека: человек здесь выступает в активном залоге, он не рассматривается как предмет (изучения), но действует как эпистемопорождающий топос или, если угодно, оператор распаковки смыслов, в терминологии В.В.Налимова.

Проект, разумеется, отвергает все основания классической антропологии. Устраняя из антропологического дискурса понятия сущности и субъекта, он характеризует человека как сущее, конституирующееся путем размыкания себя в предельном опыте. Обнаруживая три базовые формы подобного размыкания, т.е. три парадигмы конституции человека как такового, синергийная антропология определяется как плюралистическая антропология, бессущностная и бессубъектная, включающая три независимые антропологические формации, что получают имена: Онтологический Человек, Онтический Человек и Виртуальный Человек. Разработки в русле синергийной антропологии показывают, что данный концептуальный аппарат дает возможность конструктивного описания всего поля современного антропологического опыта.

Предполагается и компаративное обсуждение, освещающее связи проекта с основными теориями и трендами современной мысли о человеке. Круг этих связей весьма широк: помимо общей близости к концепции практик себя позднего Фуко, своя сеть связей возникает у каждой из трех базовых формаций. Так, икономия Онтологического Человека включает элементы, близкие к философии Левинаса, к его установкам примата Другого и ответственности за Другого. Онтический Человек включает субформацию «Человека Фрейда», конституируемую в паттернах бессознательного и, соответственно, имеющую тесную связь с психоанализом. Основоустройство Онтического Человека базируется на понятии сингулярности, наша трактовка которого имеет и сходства, и различия с трактовками Делеза и Нанси. В проблематике же Виртуального Человека мы тесно соприкасаемся, с одной стороны, с подходом когнитивной науки, а с другой – с теориями Жижека, Рансьера и др., описывающими виртуализацию антропосоциальной реальности и появление «постфеноменов», таких как постполитика, постидеология и т.п.

Фото: synergia-isa.ru