«ВООБРАЖАЕМОЕ КИНО»: память о блокаде Ленинграда и (пост)советский кинематограф (1942-2019)

Добавить в календарь 2019-01-28 20:00:00 2024-04-18 22:57:47 «ВООБРАЖАЕМОЕ КИНО»: память о блокаде Ленинграда и (пост)советский кинематограф (1942-2019) Description Университет info@eusp.org Europe/Moscow public
Дата:
28.01.2019
Время:
20:00
Организатор:
Университет
Спикер:
Алексей Павловский

Адрес: Музей советских игровых автоматов, Конюшенная пл., 2.

Регистрация: https://15kopspb.timepad.ru/event/890514/

Блокада Ленинграда была одной из самых чудовищных гуманитарных и урбанистических катастроф XX века, чей последующий образ на протяжении десятилетий формировался с помощью различных «посредников памяти», в том числе таких как историческое кино. Лекция Алексея Павловского, исследователя памяти о блокаде Ленинграда, заинтересует не только тех, кого волнует, как менялись репрезентации блокады в советском и российском художественном кинематографе – от забытого шедевра «Город в кольце» (1942) Г. Козинцева и Л. Трауберга до скандального «Праздника» (2019) А. Красовского, но и кому важнее знать, как менялось то, что оставалось «невидимым». Другими словами, как менялось «кино воображаемое» - высказанное, но не снятое?

Изучать «воображаемое кино» о пережитой травме – значит анализировать то, что находится внутри коллективной/культурной памяти и одновременно вытеснено из нее. С этической точки зрения историка – это давать нереализованному право на голос.

«Воображаемое кино» – это сценарии, которые были написаны, но из-за разных обстоятельств никогда не стали фильмами. Это палимпсест литературного первоисточника и киноадаптации, кардинальная разница между которыми открывает то, что предполагалось быть «скрытым». Но, прежде всего, «воображаемое кино» – это те смыслы, которые каждый зритель, будь то свидетель или не-свидетель ленинградской катастрофы, присваивали и присваивают увиденному на киноэкране.

Как цензура меняет смыслы кинопроизведения и что происходит с фильмом, когда он возвращает «ампутированные» части и теряет «навязанные»? Как кино служит «спусковым крючком памяти» для переживших катастрофу? В чем заключался глубокий разрыв (и не менее глубокий консенсус) между репрезентациями блокады, желанием «коллективных авторов» фильмов и памятью зрителей в советское время? Все эти и другие вопросы, в конце концов, должны подвести слушателей к открытому вопросу о настоящем: как современное кино определяет «будущее памяти» о блокаде Ленинграда и что современное поколение постпамяти видит за образами события, в котором оно, к счастью, никогда не участвовало? Обо всем этом вы узнаете или сможете поразмышлять – 28 января на лекции Алексея Павловского.

 

Алексей Павловский
Младший специалист-исследователь
Факультета истории ЕУСПб
apavlovskiy@eu.spb.ru

 

Иллюстрация: Актриса Алла Демидова на съемках фильма «Дневные звезды» (1966, Мосфильм) режиссера Игоря Таланкина по сценарию И. Таланкина и О. Берггольц; источник – https://kino.rambler.ru/movies/38989784-5-luchshih-filmov-o-blokade-leningrada/