Факультет истории
Мельникова Екатерина Александровна

Мельникова
Екатерина Александровна

Доцент факультета истории
Ученая степень: кандидат исторических наук
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
+7 (812) 386-76-34
Общий стаж работы: 11 лет
Преподаваемые дисциплины
  • Историческая память: источники и методы
  • Историческая память и музеи

Исследовательские интересы: устная история, антропология памяти и пространства, исследования границ

В 2000 г. закончила Санкт-Петербургский государственный университет (кафедра этнографии и антропологии исторического факультета), в 2003 г. – факультет Этнологии (Антропологии) Европейского Университета в Санкт-Петербурге. В 2006 г. в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН защитила кандидатскую диссератцию на тему «Функционирование “письменного” в русской деревне XIX-XX веков: книги и способы их воображения». В 2005-2007 годах была координатором Центра Устной Истории ЕУСПб. В настоящее время является научным сотрудником Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера).

 

Проекты

Руководитель и участник проектов при поддержке Kone Foundation, РГНФ, Академии Финляндии, Geschichtswerkstatt Europa, Gerda Henkel Foundation, ACLS, INTAS.

 

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

Монографии

«Воображаемая книга: история фольклора о книгах и чтении в России». Санкт-Петербург: Издательство Европейского Университета в Санкт-Петербурге, 2011. 182 с.

(Научный редактор, один из авторов-составителей) Граница и люди: воспоминания советских переселенцев Приладожской Карелии. Сб. материалов. Санкт-Петербург: Издательство Европейского Университета в Санкт-Петербурге, 2005. 484 с.

Статьи

 

КУРСЫ

 

• Историческая память: источники и методы

Цель курса заключатся в том, чтобы познакомить студентов с различными методами и подходами к использованию устных источников в историческом исследовании. В рамках курса мы рассмотрим перспективы и ограничения, связанные с обращением к устно-историческим материалам, поговорим о проблемах памяти и истории в приложении к устным нарративам. В задачи курса входит как обсуждение специфики работы с чужими (опубликованными или архивными) материалами, так и особенности проведения собственных устно-исторических проектов. Курс имеет практическую направленность, поэтому, обсуждая теории коллективной и индивидуальной памяти, травматического опыта, ностальгии, методы биографического исследования и фокусированного интервью, мы будем рассматривать их как инструменты интерпретации отдельных записанных текстов. Продолжительность курса – 14 недель. Каждое занятие включает лекционную и практическую части. Это значит, что на каждом занятии мы будем знакомиться с одной из тем, важных в контексте обращения к устным историям, а также будем работать с материалами различных устно-исторических проектов. В рамках курса все студенты проведут собственное полевое исследование, включающее запись, расшифровку и анализ интервью, позволяющее применить методы и подходы, обсуждавшиеся на занятиях.

 

• Историческая память и музеи

Цель курса «Музеи и память» заключается в том, чтобы представить музей как социальный институт, возникший и существующий в определенных исторических условиях. Музей рассматривается как институт производства социального знания, организующий, определяющий и рационализирующий систему представлений об окружающем мире и прошлом с помощью специфических наборов практик и инструментов. Курс выстроен таким образом, чтобы познакомить студентов

(1) с различными исследовательскими парадигмами изучения музеев в социально-историческом контексте (инструментальная парадигма, восходящая к работам М. Фуко, и ее критика; нарративная модель Мике Бал; перформативный подход Кэрол Дункан и др.),

(2) набором инструментов и практик, которые делают музей институтом производства социального знания (отбор экспонатов и практики коллекционирования, визуализация и объективация прошлого),

(3) различными музейными пространствами (национальные и локальные, европейские и не-европейские музеи),

(4) исторической динамикой музейного производства памяти (рождение публичного музея, рапространение национальных музеев, музейный бум второй половины XX века),

(5) различными источниками, позволяющими не только исследовать музей в историческом контексте, но и лучше понять общество, отражающееся в зеркале музея.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter