Факультет истории
Потапова Наталья Дмитриевна

Потапова
Наталья Дмитриевна

Доцент факультета истории
Ученая степень: кандидат исторических наук
Направление подготовки: 46.04.01 История
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
+7 (812) 386-7634
Общий стаж работы: 20 лет
Преподаваемые дисциплины
  • Источниковедение: текст и контекст модули
  • Исследовательский семинар

С 2000 года Наталья Дмитриевна сотрудничает с Европейским университетом в Санкт-Петербурге. В сферу ее исследовательских интересов входит история России эпохи классицизма, рубежа XVIII-XIX вв. Основная сфера исследований связана с изучением связи культуры и политики, производства текстов и идеологии. Занималась исследованием рецепции европейских текстов в России, один из проектов посвящен политике и прагматике переводов. В диссертации Наталья Дмитриевна показала стратегии и прагматику фальсификации дела «декабристов», протеста, преломленного на следствии сквозь призму теории заговора. Культура работы с историческими источниками и междисциплинарные приемы их анализа долгие годы являются предметом ее научных и педагогических интересов. В сферу ее научных интересов входит и критика исторического знания. Н.Д. участвовала в нескольких международных проектах, посвященных критике современного исторического знания, и является автором многих публикаций, в которых исследуются логические, моральные и идеологические основания способов репрезентации исторического прошлого в школьных учебниках истории, современных масс-медиа, в академических исторических журналах.

Образование и научные степени
В 1996 году окончила исторический факультет СПбГУ
В 2000 году окончила магистерскую программу ЕУСПб,
В 2000 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Следствие по делу «декабристов». Деятельность органов расследования и ее результаты»

Исследовательские интересы
История России классической эпохи (XVIII-первая треть XIX вв.), Cultural History, компаративистика, репрезентации, критика текста, критика исторического знания, история кино.

Гранты и проекты
Получатель внутреннего гранта ЕУСПб (2000).

Основные публикации

     Монографии:

  • Лингвистический поворот в историографии. СПб.,2015.

 

Статьи:

  • Paradoxes of Normativity in Russian History Education. Political Subjectivities and National History Textbooks // Journal of Social Science Education.Volume 14, Number 1, Spring 2015. Р. 47-55. (http://www.jsse.org/index.php/jsse/article/viewFile/1437/1477)
  • «Великие насилия именем права войны прикрываются…» Понятие «война» в дискурсе классической эпохи и его субверсия (http://gefter.ru/archive/13272)
  • «Дом Романовых», монархическая идея и модели власти на страницах школьных учебников (http://gefter.ru/archive/11580)
  • История на TV: большие надежды на большую иллюзию?
  • Безразличие неразделенного патриотизма: Отечественная война 1812 года в школьных учебниках юбилейного года
  • Дидактика конфликта: война 1812 года в учебниках истории // Новое литературное обозрение. № 118 (6/2012) (http://magazines.russ.ru/nlo/2012/118/p15-pr.html)
  • Тема «памяти» в культуре модернизма // Россия-ХХI век. 2012 № 3. С. 86-117, № 4. С. 58-79. (http://elibrary.ru/item.asp?id=17874248)
  • Исторические журналы США: интеллектуальные трансформации последнего десятилетия // Laboratorium. Журнал социальных исследований.2012. № 1.С. 101-136 http://ecsocman.hse.ru/data/2012/06/13/1273206733/09_Potapova.pdf
  • Российские исторические журналы: три модели организации знания // http://gefter.ru/archive/5355
  • Российские исторические журналы: три модели организации знания и сообщества // Научное сообщество историков России: 20 лет перемен; под ред. Геннадия Борбюгова. –М.: АИРО-XXI, 2011. С. 191-233.
  • Современное состояние исторического знания. Сравнительный анализ исторической периодики России и США, 1999-2008 // Болонский процесс и демократизация высшего образования в России. СПб. (http://politmemo.ru/publication/history_state/)
  • Школьные учебники о новейшей истории России: поэтика и политика// Болонский процесс и демократизация высшего образования в России. СПб. (http://politmemo.ru/publication/school_history_book/)
  • Территория власти: группы и интересы историков вокруг исторических форумов // Исторические исследования в России / ред. Г.А. Бордюгов. М. 2008.
  • Российская историческая периодика: ситуация языкового выбора // Исторические исследования в России. Семь лет спустя. Модели исторического познания / ред. Г.А. Бордюгов. М., 2003
  • “Что есть истина?” Критика следственных показаний и смена исторических парадигм // Исторические записки. Вып. 3 (121). М., 2000.
  • Рец.на: Академическое дело 1929-1930 гг. Документы и материалы следственного дела, сфабрикованного ОГПУ. Вып. 2. Дело по обвинению академика Е.В. Тарле. Ч. 1-2. // Отечественная история. 2000. № 2.
  • Основания к расследованию деятельности “тайного общества” в конце 1825 года: фальсификация дела // Проблемы социального и гуманитарного знания. Сборник научных работ. Европейский университет в Санкт-Петербурге. Вып. 1. СПб, 1999
  • “Тайное общество” как объект уголовного преследования в России первой четверти XIX века: миф и реальность // Культура: соблазны понимания. Материалы научно-теоретического семинара. Петрозаводск, 1999. Ч. 2. C. 68-78.
  • Биографический подход в историческом исследовании и его возможности // Третьи мартовские чтения памяти С.Б. Окуня. Материалы научной конференции. СПб, 1997. С. 116-122.

 

Курсы:
{slide=Изобразительные материалы в историческом исследовании|closed}
(28 часов, лекции и семинары) Задача курса – познакомить слушателей с современными приемами анализа изобразительных материалов, которые используются в исторической науке при исследовании социальных, политических и экономических проблем. Курс построен на границе историографии и источниковедения: он сочетает в себе рассмотрение наиболее успешных примеров исторических работ, выполненных на основе анализа изобразительных материалов, и теоретических проблем источниковедческой критики и анализа изобразительных материалов. На занятиях будут рассмотрены разные виды изобразительных источников: картографические материалы, живопись и графика, фото и кино материалы разных стилей, жанров и направлений. Цель курса привлечь внимание исследователей к возможностям использования новых видов источников, познакомить с культурой пользования этими документами, основными приемами и методами анализа, разработанными в мировой современной практике.
{slide=Текст и контекст}
(56 часов, семинары) Цель курса – на практике познакомить слушателей с современными приемами анализа исторических источников, основными дискуссионными проблемами и исследовательским инструментарием современной критики. Курс построен на пересечении гуманитарных и социальных дисциплин: он сочетает в себе рассмотрение наиболее успешных приемов и методов анализа, выработанных современным источниковедением, литературоведением, лингвистикой, искусствоведением, в рамках качественных методов социологии.
На занятиях будут рассмотрены разные виды источников, формат – обсуждение кейсов (сочетается обсуждение вида документов и определенной методики, предложенной в рамках одного из современных направлений для решения исследовательских задач на данном материале). Цель курса привлечь внимание исследователей к возможностям использования новых видов источников (как например, визуальные материалы, художественная литература, словарные статьи, масс-медиа), познакомить с культурой пользования этими документами, новыми приемами и методами анализа традиционных видов исторических источников, разработанными в современной мировой исследовательской практике.
{slide=Лингвистический поворот»: опыт языкознания xx века и историческая наука}
Основное внимание в данном курсе уделено практическим занятиям по разбору и интерпретации текстов. Обсуждается специфика источников определенного вида и эпохи, эволюция жанров и стилей письма. Семинар предполагает рассмотрение российских источников в контексте европейских традиций, проведение сравнительного анализа и выявление генетических формальных и интертекстуальных связей источников, сходство и отличие дискурсивных практик.
Курс предполагает и рассмотрение теоретических проблем современного источниковедения. Рассматриваются классические работы, посвященные проблемам критики и интерпретации текстов. В фокус внимания помещен исторический и интеллектуальный контекст дискуссий вокруг ключевых проблем анализа, объединяющих разные школы и направления, от позитивизма до структурализма и постструктурализма.{/slides}

Прямая речь:
"Я благодарна Европейскому университету за ту атмосферу свободы и заинтересованного обсуждения, которой так не хватало в современном российском академическом мире. Это особая академическая культура и замечательное комфортное пространство, дающее так много возможностей для по-настоящему свободного исследования и открытой творческой работы. Часто виню себя за то, что не всеми возможностями смогла воспользоваться. В Европейском университете у меня появились новые жанры письма, я увидела новые неожиданные ракурсы для темы, которой занималась, новые возможные перспективы, новые приемы исследования. Годы, которые я провела здесь, многое изменили в моей жизни и подарили мне возможность реализовать много смелых идей и замечательных проектов".

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter