Виртуальный джихад в XXI веке: Имарат Кавказ

 
15.09.2014
 
Факультет истории
 
Александр Кныш

25 сентября в Золотом зале в рамках Восточного семинара выступил Александр Дмитриевич Кныш, руководитель Лаборатории анализа и моделирования социальных процессов СПбГУ, профессор исламоведения, кафедра ближневосточных исследований Мичиганского Универститета, США.

В XXI в. ислам является мощным идеологическим оружием, которое используют как различные оппозиционные группы, так и религиозно-политические движения, поддерживающие статус кво. Этот фактор обусловил огромное разнообразие интерпретаций ислама, начиная с «либерального ислама», продвигаемого так называемыми «прогрессивными мусульманами» (progressive Muslims) в США и Европе, и заканчивая идеями «всемирного джихада». Последний в его «кавказском варианте» является основной темой исследований Александра Дмитриевича Кныша, который ставит своей задачей понять, что движет приверженцами данной идеологии на Северном Кавказе и объяснить его популярность среди определенной части местных мусульман.

31 октября 2007 года Доку Умаров объявил об упразднении Чеченской Республики Ичкерия, одновременно провозгласив себя главой («эмиром») нового военно-политического формирования, получившего название «Имарат Кавказ». Создание нового государства сопровождалось декларацией новой государственной доктрины, согласно которой все человечество оказалось разделенным на различные категории по их отношению к «истинному исламу». Представителями последнего являются «мoджахеды» (mujahideen). Им противостоят «неверные» (кафиры, kuffar). Так называемые «лицемеры» (мунафики; munafiqun) занимают промежуточное положение между этими двумя группами. Предложенная Доку Умаровым классификация людей, сопровождалась его полным отрицанием географических и политических категорий, принятых у «неверных». Вместо мусульманских республик Северного Кавказа и Закавказья Умаров и другие лидеры Имарата Кавказ намерены создать в этом регионе международное (и наднациональное) мусульманское государство, которое станет частью всемирного халифата. «Ислам – религия мира, но только когда он у власти»: этими словами главный идеолог Имарата Кавказ Мовлади Удугов завершил свой политический манифест. За декларацией Имарата и его доктрины последовали конкретные военно-политические действия и заявления, которые известны большинству россиян из СМИ. После смерти Доку Умарова в 2013 году движение возглавил Али Абу Махаммад ад-Дагистани. Что касается светского крыла движения за независимость Чечни (Республики Ичкерия), то его секулярно- и прозападно-ориентированные лидеры потеряли свои позиции, оказавшись в роли «генералов без армии». В результате резко изменился стиль руководства и идеологического обеспечения нового военно-политического формирования на территории Северного Кавказа, которое существует в значительной степени виртуально.

У Имарата Кавказ имелись два основных идеолога: ныне покойный Ахмад Сардали и Мовлади Удугов. Эти люди - продолжатели идей египетского идеолога «Братьев мусульман» Сайида Кутба (1906-1966) и индо-пакистанского мыслителя Абу Аля Мавдуди (ум. в 1979 г.), которые утверждали, что весь мир делится на царство доисламского «невежества» (джахилийа), которое грозит подчинить себе весь мир, и небольшие анклавы «истинного ислама», представители которых сохраняют верность суверенитету «божественного слова» (хакимийа).

Особую роль в идеологии Имарата Кавказ играет арабский язык, которые многие участник и движения хотят сделать официальным государственным языком этого виртуального образования. Помимо легитимации повстанческого движения, арабскому языку придается даже сакральное значение. Окруженные федеральными войсками моджахеды в последние минуты своей жизни произносят арабские формулы, связанные с набожностью и верой во всемогущество Бога. Они твердо верят, что эти арабские фразы откроют им врата в рай.

Идеологи Имарата Кавказ выступают против чеченских, дагестанских и черкесских (адыгейских) националистов, говоря о необходимости объединения мусульман Кавказа не по национальному, а по религиозному признаку.

Ссылаясь на работы В.О. Бобровикова, Александр Дмитриевич Кныш отмечает зависимость идеологических приемов лидеров Имарата от советской пропаганды. Причиной этому он считает советское прошлое идеологов организации, которое продолжает определять их выбор художественных средств и эстетики для доведения своих идей до аудитории.

Рассуждая о причинах возникновения повстанческих движений под знамёнами ислама в регионе, Александр Дмитриевич Кныш указывает на засилье властных группировок («кланов»), которые осуществляют неформальный контроль над местным предпринимательством и финансовыми потоками их федерального центра. Коррупция и беззаконие порождает недовольство. В свою очередь, повстанцы-моджахеды, потеряв финансовую подпитку из-за рубежа, вынуждены заниматься рэкетом и вымогательством, облагая налогом-закятом кавказских предпринимателей и коррумпированных чиновников. В последние месяцы отмечается сокращение количества молодых людей, готовых «выходить на джихад» в горы. Если в первые годы существования Имарата его лидеры утверждали, что они просто не успевают тренировать моджахедов, то сегодня их форумы полны жалоб в адрес кавказского народа, который не хочет вести «священную войну» против «неверных» и их местных «прислужников».

В качестве заключения Александр Дмитриевич Кныш отметил, что возникновение Имарата Кавказ и подобных им организаций джихадистов – следствие нерешенности реальных проблем обществ, в которых они существуют. Кроме того, нельзя недооценивать привлекательность идей «всемирного джихада» для молодёжи, ищущей героики великих целей, которые, в данном случае, освящены авторитетом Бога и его пророка Мухаммада. Заслуга в разработке доктрины джихада на Кавказе и Имарата Кавказ как платформы для её практической реализации принадлежит Мовлади Удугову и его братьям по идеологическому оружию. Если подходить к Имарату Кавказ с исторической точки зрения, то использование его руководителями ислама и шариата для объединения местных мусульман можно проследить к горским «имаматам» Шамиля (1832-1859) и Узун Хаджи (1919-1920).

Геннадий Яковлев