Методики внедрения shared governance в государственных университетах

 
26.10.2015
 
Центр исследований госуправления
 
Лия Розовски; Олег Хархордин; Ольга Бычкова

20 и 21 октября представители университетов-участников Проекта 5-100 приняли участие в практическом семинаре «Методики внедрения shared governance в государственных университетах». Исследование по созданию методологической и ресурсной базы для внедрения элементов системы участия в управлении университетом (shared governance или УУУ) российских университетов-участников Проекта 5-100 проводится Европейским университетом в Санкт-Петербурге по инициативе Проектного офиса.

Первый день семинара включал в себя пленарное заседание с представлением ключевых промежуточных результатов проекта и открытую дискуссию. Концептуальные рамки исследования в своем приветственном выступлении обозначила руководитель проекта Ольга Бычкова, профессор госуправления Европейского университета в Санкт-Петербурге. Общими принципами УУУ и их применимостью в российском контексте на примере своего университета поделился ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге Олег Хархордин. В ходе его выступления участники узнали, что модель УУУ предполагает участие в принятии решений четырех основных групп стейкхолдеров университета – учредителя в лице внешнего совета, ректора и его администрации, профессорско-преподавательского состава и студентов. Их совместная работа подразумевает постоянный поиск баланса между интересами данных четырех групп и интеграцию их представлений о функционировании университета в единое целое.

Основой исследования несомненно являются примеры моделей ведущих мировых вузов и рекомендации непосредственных участников построения этих моделей. В заочном формате участникам семинара были представлены практические рекомендации по внедрению модели УУУ в российских условиях, разработанные бывшим проректором Университета Беркли Джорджем Бреслауэром. Помимо этого участники семинара получили уникальную возможность из первых уст узнать о системе управления Гарвардского университета и применении в ней модели УУУ благодаря докладу Лии Розовски, вице-президента по стратегии и программам Гарвардского университета. Лия Розовски рассказала об успехах и проблемах, с которыми приходилось столкнуться в процессе построения такой системы, когда все группы внутри университета ощущают себя партнерами, а не исполнителями, стимулируя стремление ученых к высоким учебно-исследовательским приоритетам, созданию нового знания и развитию инноваций. В формате круглого стола Лия также предложила свои практические рекомендации по внедрению модели УУУ в российских университетах. Ректор Университета ИТМО Владимир Васильев озвучил вектор развития, который недостаточно проработан в модели – механизмы, степень и регламент вовлечения в управление университетом студенческих объединений.

План исследования предполагает углубленное изучение практик университетского управления нескольких университетов-участников Проекта 5-100. По результатам включенного наблюдения Университета ИТМО, ТГУ и НИТУ «МИСиС» подготовлены индивидуальные практические рекомендации по возможным формам и способам внедрения практик УУУ. В рамках второй части семинара командой исследователей были представлены промежуточные результаты наблюдения и рекомендации, при этом у присутствующих представителей административно-управленческого звена и преподавательского состава университетов была возможность вступить в дискуссию и озвучить свои замечания, пояснения и предложения. Тесная работа исследователей и университетов продолжится до конца года, в течение этого времени в Университете ИТМО, НИТУ «МИСиС» и ТГУ пройдут обучающие тренинги с более глубокой проработкой рекомендаций.

Второй день семинара прошел в формате стратегической игры. Представители Университета ИТМО, НИТУ «МИСиС», ТГУ, СГАУ, КФУ и МФТИ разделились на две команды виртуальных университетов –«Университета личности» и «Университета социума». Перед командами были поставлены схожие с реальными задачи: разработка новых конкурентных образовательных программ; проведение перспективных исследований; привлечение иностранных студентов и профессоров; принятие решений по общим и стратегическим вопросам и в условиях ограниченного времени; сдача отчетности. Взяв на себя роли реальных участников процесса функционирования университета, аудитория семинара попыталась реализовать концептуальную модель УУУ в процессе распределения власти, принятия решений, разрешения конфликтов интересов, подписания документов, контроля исполнения принятых решений и подготовки отчетности на заседаниях попечительского совета и различных комитетов.

По итогам обсуждения результатов игры и дискуссии участники семинара определили организационные, финансовые и нормативные условия, а также возможности и ограничения внедрения модели УУУ в свои университеты.

Авторы: Мария Тамбовцева (ФГАНУ «Социоцентр), Анна Черныш (ЕУСПб)