Исследование довоенного Донбасса до и во время войны: о попытках интернет-этнографии расколотого сообщества

 
27.10.2015
 
Факультет антропологии
 
Андрей Возьянов

Андрей Возьянов - выпускник факультета антропологии, студент программы PhD Института исследований Восточной и Юго-Восточной Европы Университета Регенсбург.

Основная часть полевой фазы моего проекта, посвященного общественному транспорту в городах Донбасса, имела место в 2011 – 2013 годах. Тогда я работал с самой многочисленной группой транспортных интересантов – льготными пассажирами трамваев и троллейбусов – методами уличного опроса, интервью, включенного наблюдения; собирал газетные материалы в мариупольских библиотеках. Те, кого я называю «энтузиасты горэлектротранспорта (ГЭТ)» – активисты, волонтёры, увлечённые работники транспортных предприятий – оставались за кадром магистерского исследования, сфокусированного на противоречивых этических интерпретациях права на льготный проезд. В 2014-м передо мной стала задача осветить участие «энтузиастов» в жизни донбасского ГЭТ второй половины 2000-х. Сбор данных должен был проходить в ином формате: с одной стороны, поле стало физически недоступно из-за военных действий, а с другой – Интернет всегда выступал важным инструментом (взаимо)действия для исследуемой группы.

При первых же контактах с энтузиастами стало ясно, что их объединённость общим увлечением и обмен идеями ушли на второй план по сравнению с политическим разногласиями. Бывшие соратники оказались по разные стороны фронта физически и идеологически. Одновременно, в условиях Интернета изменилось качество моей собственной видимости для информантов: они получали доступ к совершенно иному набору сведений обо мне, нежели при оффлайн-интервью «на нейтральной территории».

После изложения деталей своей коммуникации в Интернет-измерении донбасского «поля», я предлагаю обсудить следующие вопросы:

  • какова исследовательская этика работы с отколовшимися частями некогда сплочённой группы?
  • как работать с ре-интерпретациями недавнего прошлого, вызванными войной? каким образом сделать их эвристичными?
  • что может антропология в случае стремительной политизации и идеологизации сферы своего исследования?