МУСУЛЬМАНСКИЙ КВАРТАЛ С-ПЕТЕРБУРГА: Сенная площадь, Апраксин двор и окрестности

 
22.03.2016
 
Факультет истории
 
Леонид Ланда

29 марта очередное заседание Восточного семинара, организуемого профессурой ТАИФ по истории исламских народов в составе России, было посвящено образам Востока на городской топографии Санкт-Петербурга. Выступление историка-антрополога Леонида Ланды о мусульманском квартале Санкт-Петербурга привлекло внимание многих интересующихся жизнью и историей нашего города. Докладчик поделился своими наблюдениями, собранными за последние семь лет в окрестностях Сенной площади и Апраксина двора. Его интересовала структура и особенности этого места, ее прошлые и современные реалии, мифология.

Расположенная в самом центре исторического Петербурга «Сенная» известна не только своими низкими ценами на фрукты и овощи, восточными ресторанами, магазинами халяльного мяса и женской мусульманской одежды, молельными, но также многочисленными мифами и легендами, витающими вокруг этого места и придающими «Сенной» особый колорит и загадочность.
«Сенная» часто ассоциируется с началом 90-х и распадом Советского Союза, когда восточный квартал, как считается, и появился. Желая развеять миф о, якобы, «недавнем» происхождении «Сенной», Ланда начал свое повествование со второй половины XIX века. В рассказах современников, он обнаружил колоритных персонажей, как правило, выходцев из Средней Азии, снующих здесь в восточных халатах.

Еще одним аспектом, затронутым Ландой, был вопрос о культурном и этническом многообразии «Сенной». В целом он всегда носил поликонфессиональный и поликультурный характер, однако в разное время менялось культурное соотношение разных этнических групп. Во второй половине XIX века наиболее заметным оказалось еврейское население из Средней Азии, оно прославилось, вероятно, дешевыми контрабандными товарами. В советское время – рынок стал еще более полиэтничным, привлекая жителей советских республик. В 90-е отдельное место заняли азербайджанцы, которых к настоящему времени осталось весьма немного. Основную часть сегодня заняли выходцы из Средней Азии - Таджикистана и Узбекистана.

И сегодня на «Сенной» можно встретить представителей разных исповеданий. Например, китайцев, которые привезли с собой не только китайские надписи на стенах, лапшу, но также «свои» парикмахерские и пельмени со свининой в китайских кафе, соседствующих с халяльными кафе. Несмотря на изменения названий, топонимики, этнического состава и некоторых других внешних трансформаций, сама сущность рынка, его традиции и содержание, по мнению исследователя, не менялись с XIX века.

Существуя продолжительное время в городском пространстве «Сенная» стала некоторым общественным медиатором города. В разное время власти по-разному реагировали на восточный квартал. Неоднократно предпринимались попытки его закрыть: первая при Николае I. Или другой пример, в советское время власти также попытались закрыть «Сенной» рынок, однако он не исчез, а лишь переехал на двести метров со старого места. Единственный выход в этой ситуации, обнаруженный властью - было переименовать восточный базар в Октябрьский колхозный рынок, придав ему тем самым советский голос и легитимировав его в общественном пространстве.

Сегодня торговца в халате на «Сенной» встретить достаточно сложно, может быть, лишь по большим мусульманским праздникам, однако здесь продолжает жить сам восточный колорит. Благодаря культурному многообразию, длительному соседству разных групп людей, «Сенная» стала местом терпимости и плюрализма, превратившись в важный структурный элемент городского пространства, обогатив его новыми гранями и оттенками.

Динара Марданова

Леонид Ланда - историк, с 2006г по 2012г. научный сотрудник ГМИР, в рамках работы в котором, занимался исследованием мусульманских общин в Санкт-Петербурге. С 2013 - 2016 г. Куратор лекционно - издательских проектов «Красный верблюд» и «Сокровища Кавказа». Направление исследований: современный Кавказ и Средняя Азия.