ЛЕГИОН «ИДЕЛЬ-УРАЛ» И ВОСТОЧНЫЕ ЛЕГИОНЫ ВЕРМАХТА В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

 
08.04.2016
 
История исламских народов в составе России
 
Искандер Аязович Гилязов

19 апреля в конференц-зале состоялась лекция Искандера Аязовича Гилязова «ЛЕГИОН «ИДЕЛЬ-УРАЛ» И ВОСТОЧНЫЕ ЛЕГИОНЫ ВЕРМАХТА В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ». Лекция прошла в рамках Восточного семинара, организуемого профессурой компании ТАИФ по истории исламских народов в составе России.

И.А. Гилязов занимается изучением феномена коллаборационизма на примере легиона «Идель-Урал» уже многие годы и считается, что тактика привлечения тюрок-мусульман в качестве бойцов не была и не могла быть изначальным планом Вермахта в силу существования немецкой расовой теории. Однако принцип «только немцы могут носить оружие» дал сбой из-за огромного количества военнопленных. Идея военных формирований из восточных народов возникла непосредственно в ходе боевых действий, когда стало понятно, что блицкриг не сработал. Далее в лагерях военнопленных начинает работать Восточное министерство Розенберга, которое занималось классификацией по национальному признаку. Немецкое командование посчитало, что привлечение тюрок и кавказских народов может быть эффективным в силу некой идеи о тюркском (или кавказском) единстве и колониальном характере их отношений с Советским Союзом. К тому же, ещё германские кайзеры проявляли большой интерес к исламскому фактору, а Вильгельм II накануне Первой мировой объявил себя другом всех мусульман.

В результате работы министерства были сформированы отдельные лагеря для представителей восточных народов и уже здесь начинает работать немецкая пропаганда о необходимости сотрудничества и выгоде, которое это сотрудничество может принести самим военнопленным. Между 1941 и 1942 годами создаются первые легионы - Туркестанский, Кавказско-мусульманский, Грузинский и Армянский. Последние не имеют отношения ни к тюркам, ни к мусульманам, однако немцы рассматривают армян и грузин также как объекты колониальной политики со стороны СССР и рассчитывают на эффективность своей пропаганды. В августе 1942 подписывается указ о создании легиона «Идель-Урал», куда были записаны представители волжских тюрок. За всё время войны через легион прошло около 20 тысяч человек.

Несмотря на то, что название отсылает к резолюции от 1918 года о создании штата в составе России (то есть в резолюции речь не шла о сепаратизме), немецкая пропаганда не содержала никаких обещаний создания ни штата, ни государства, предлагая лишь абстрактные идеи свободы, борьбы с большевизмом и освобождения из под гнёта СССР. Более того, создатель программной работы «Идель-Урал», вышедшей в 1932 году в Париже, Гаяз Исхаки, так и не был допущен в Германию во время войны.

О том, что немцы помогут создать тюркам независимое государство, говорили как раз единицы, идейно поддержавшие коллаборационизм. Однако И.А. Гилязов указывает на то, что за всё время изучения вопроса, работы в архивах, он ни разу не видел никаких даже обтекаемых намёков со стороны немецкой пропаганды о возможности создания такого государства. Фразы с конкретным смыслом, которые встречаются в немецких документах носят совершенно противоположный посыл в отношении восточных легионеров – они описываются только как средство и возможность сберечь немецких солдат.

Один из легионеров, с которым удалось поговорить И.А.Гилязову, на вопрос: «Что ты чувствовал, когда был в плену?», отвечает: «Голод». Поэтому, когда в ходе обсуждения лекции возник вопрос о том, в какой теоретической рамке должен в данном случае обсуждаться феномен «коллаборационизма», было произнесено слово «выживание». То есть подавляющее большинство легионеров стало таковыми только из соображений самосохранения. Многие из легионеров при первой же возможности бежали на сторону советских войск, осознавая, что «У нас нет военнопленных!». Другие присоединялись к силам сопротивления внутри легиона. Таким подпольным группам, которые вели скрытое сопротивление в легионе, посвящён фильм «Война Непрощённых», главным консультантом которого стал И.А.Гилязов. Этот документальный фильм рассказывает о подпольной группе Гайнана Курмашева, куда входил и Муса Джалиль. Такие люди как Г.Курмашев и М.Джалиль организовывали конспиративные сети внутри легиона, пытаясь свести немецкую пропаганду на нет. Однако они так и не были прощены советским государством за вступление в легион, несмотря на очевидность того, что их коллаборационизм был только прикрытием для подпольной борьбы с немецкой пропагандой, направленной на восточные народы СССР.

Дарья Дородных

Справка: Искандер Аязович Гилязов - доктор исторических наук, профессор Казанского федерального университета, автор монографий "Легион "Идел-Урал" (2009) и "Российские солдаты-мусульмане в германском плену в годы Первой мировой войны" (2014).