НАУКА ИЛИ ГОССЛУЖБА: Путин решил, что чиновники-академики будут нужнее в РАН

 
25.11.2016
 
Университет
 
Европейский в медиа

Статья опубликована на портале Вести.Ru 23.11.16 Автор текста: Полина Ермолаева

России необходима мощная технологическая база, которая обеспечила бы опережающий рост экономики. При этом, страна должна стать центром притяжения для ученых со всего мира, и им нужно создать условия. Все это — заявления, которые Владимир Путин сделал на заседании президентского Совета по науке и образованию. Впрочем, повестка не ограничилась стратегическими вопросами. Речь зашла и о конкретной кадровой проблеме. Которая, фактически, создает конфликт между наукой и госслужбой.

Стратегия научно-технологического развития России — документ, по важности приравненный к стратегии нацбезопасности. Но гораздо громче обсуждения научных вызовов будущего прозвучал текущий, как сказал президент, технически-кадровый вопрос. Владимир Путин напомнил ученому собранию о своей рекомендации, которую отдельные чиновники проигнорировали.

"В прежние времена у нас много представителей различных уровней власти принимали участие в выборах в Академию наук. И, в том числе, высшие должностные лица, — говорит президент РФ. — И я обратился с просьбой к своим коллегам воздержаться от участия в выборах новых членов государственных Академий наук. В силу того, что люди, которые замещают должности в органах государственной власти, особенно на верхних ступенях, заняты по службе, или должны быть, как минимум, заняты по службе серьезным образом. Иначе они не способны выполнять своих служебных обязанностей, и заниматься научными исследованиями могут только в свободное время. У людей, которые добросовестно работают на административных должностях, времени фактически не остается".

"Возникает вопрос, — продолжил Путин. — могут ли они заниматься научными исследованиями в полном объеме и с нужным результатом? Тем не менее, некоторые коллеги наши из Управления делами президента, из Министерства образования, из Министерства внутренних дел, из Министерства обороны, из Федеральной службы безопасности и из некоторых других ведомств, приняли участие в избрании и были избраны".

"Владимир Евгеньевич, — обратился президент к главе РАН Владимиру Фортову. — У меня вопрос к вам и к другим представителям Академии наук. Зачем вы это сделали? Они такие крупные ученые, что без них Академия наук обойтись не может? Первый вопрос. И второй вопрос. Что мне теперь делать? Что мне теперь делать с этим?"

"Все они сказали, что они получили разрешение своих руководителей", — пытается оправдаться Фортов. "Нет. Вопрос был не в этом. Они такие крупные ученые, что они должны быть членкорами и академиками?" — повторяет Путин.

"Владимир Владимирович, они прошли весь конкурс, без всякого изъятия, исключения. У нас, я докладывал, технология выборов такая, что шесть раз этот человек должен быть заслушан, и шесть раз за него голосуют." — говорит Фортов. "Вы мне прямо не отвечаете на вопрос, Владимир Евгеньевич. Я закончу фразу за вас. Значит, они крупные ученые, да?" — не унимается Путин.

"Они достойны того, что их избрали", — снова повторяет Фортов. "Ну, значит, они крупные ученые?" — просит подтвердить президент. "Получается, что так", — вынужден ответить глава РАН.

"Ну, тогда вторым вопросом я вас мучить не буду, — говорит президент РФ. - Я думаю, что я должен буду предоставить им возможность заниматься наукой. Потому что, судя по всему, их научная деятельность гораздо важнее, чем исполнение каких-то рутинных административных обязанностей в органах власти и управления. Спасибо большое".

Все сказанное президентом относится только к тем чиновникам, которые на академическую дорогу вышли уже после рекомендации Кремля, то есть, в этом году. По сообщениям информационных агенств, среди избранных в состав Академии наук в конце октября — ставшие академиками член совета федерации Арнольд Тулохонов и замминистра образования Алексей Лопатин, а также новые членкоры: замминистра внутренних дел Александр Савенков, начальник Управления регистрации и архивных фондов ФСБ Василий Христофоров, замдиректора по науке Российского фонда фундаментальных исследований Игорь Шеремет... Научные звания, как известно, присваиваются пожизненно и сохраняются за его обладателем при смене места работы, что очевидно, не за горами.

"Если кто-то посчитал, что для него важнее заниматься исследовательской деятельностью, ну, действительно, тогда, видимо, это крупные ученые, и своей работой по этому направлению они принесут гораздо большую пользу стране, обществу, чем исполняя рутинные функции в руководящих органах по линии государственных структур. Ну, это очевидные вещи. Поэтому они выбрали для себя, видимо, творческую, исследовательскую работу. И я хочу пожелать им успехов", — говорит Путин.

"Это же элемент дисциплины, либо отсутствия таковой. Мне бы хотелось, чтобы все-таки у нас в органах государственной власти дисциплина была на должном уровне", — добавляет президент.

Дисциплину — еще и финансовую — обсуждали сегодня во время заседания. Государство на науке экономить не будет. "Надо раз и навсегда отказаться от практики размазывания бюджетных ресурсов тонким слоем между исследовательскими организациями. Деньги должны выделяться эффективным коллективам на основе конкуренции конкурсного отбора, с тем, чтобы мы рассчитывали на получение нужного нам конечного результата. На этих принципах работают инструменты российского научного фонда. Будем и дальше наращивать возможности этой структуры. Как за счет средств государства, так и из внебюджетных источников", — говорит Путин.

Про внебюджетные источники члены совета потребовали от президента дополнительных разъяснений. "Уже это делаем, дополнительно, кроме бюджета из доходов "Роснефтегаза". В прошлом году это было четырнадцать с лишним миллиардов рублей, в этом году — где-то двенадцать, в следующем году — примерно одиннадцать миллиардов, — отмечает президент. — Могу ошибиться, но ненамного. Вот это тот источник, который я, собственно, не назвал, но который имел ввиду в ходе сегодняшнего совещания".

С помощью системы мегагрантов в России уже работают 200 лабораторий мирового уровня. У молодых исследователей есть перспектива. Страна развивает научный и технический потенциал и становится центром притяжения лучших ученых мира.