СИТУАЦИЯ С ПРИОСТАНОВЛЕНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЛИЦЕНЗИИ ЕВРОПЕЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ (ЕУСПБ)

Дата события: 12.12.2016

360240logoВ июле 2016 г. Генеральной прокуратурой РФ была инициирована комплексная проверка Европейского университета в Санкт-Петербурге. Основанием для ее проведения послужила жалоба депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталия Милонова, к которой позже добавились жалобы других инициативных граждан.

Жалобы содержали как заведомо ложную информацию (в университете отсутствует медпункт, стипендии выдаются студентам в конвертах и в иностранной валюте, и т.п.), так и информацию, требующую детальной проверки федеральными надзорными органами (например, незаконные перепланировки или нарушения требований законодательства об образовании). Все они были составлены так, чтобы дать основание прокуратуре задействовать для внеплановой проверки практически все контрольно-надзорные органы.

В июле-августе 2016 г. ЕУСПб посетили одиннадцать контрольно-надзорных служб. Все проверки были внеплановые. Некоторые носили повторный характер, то есть в случае, если служба не выявляла нарушений, ее снова присылали через 2-3 дня с задачей повторной проверки. В результате этих действий в адрес ЕУСПб были либо выписаны предписания об устранении нарушений, либо на университет были наложены штрафы.

14 июля ЕУСПб посетила внеплановая проверка Рособрнадзора, причем это была вторая внеплановая проверка в течение 4 месяцев. Но если в марте проверялось качество образовательных программ, и после восстановления аккредитации в мае 2016 г. по этому вопросу у Рособрнадзора претензий к ЕУСПб нет, то в июле проверялось соблюдение лицензионных требований, соответствие образовательных программ федеральным государственным образовательным стандартам и исполнение требований законодательства об образовании.

Проверка зафиксировала 120 нарушений, большинство из которых касаются наличия или отсутствия некоторых документов в учебных подразделениях. В качестве нарушений значились и такие, как, например, отсутствие собственного спортзала, отсутствие профосмотров у некоторых преподавателей, отсутствие стендов с антиалкогольной пропагандой. Несмотря на отсутствие летом студентов, эти моменты были квалифицированы как грубые нарушения правил лицензирования, порядка приема и т.п. Представителями Рособрнадзора были направлены три административных протокола в мировой и районный суд.

22 августа 2016 г. Университет представил Рособрнадзору отчет об устранении нарушений, с приложением килограммов копий подтверждающих документов. Уже 23 августа контролирующим органом был издан приказ о проведении внеплановой документарной проверки в связи с невозможностью на основании представленного отчета сделать обоснованный вывод об устранении нарушений. Совершенно очевидно, что инспекторы Рособрнадзора не обладали достаточным временем для подробного ознакомления с отчетом об устранении нарушений и соответствующими подтверждающими документами, так как в перечне вновь истребованных документов фигурировали и те, которые уже вошли в состав указанного отчета.

По результатам этой документарной проверки было выписано повторное предписание об устранении 32 нарушений, которые, по мнению Рособрнадзора, еще оставались не исправленными на 16 сентября. С точки зрения университета, многие из этих 32 не были бы включены в повторное предписание, если бы Рособрнадзор рассмотрел все килограммы документов, сданные еще 22 августа. Тем не менее, Университет выполнил и повторное предписание, и ждал письменного ответа Рособрнадзора, которого не последовало.

Пришлось делать официальный запрос в Рособрнадзор, и в ответе Университету было указано на четыре параграфа повторного предписания, нарушения по которым, по мнению Рособрнадзора, устранены не были. Однако сущностные выводы проверки (или аргументы экспертов, на основании которых были сделаны эти выводы о наличии 4 неустраненных нарушений), по которым можно было бы представить свои возражения, Университету не сообщались.

Членами Попечительского совета Университета в адрес Президента РФ было направлено письмо с просьбой не допустить нарушения учебного процесса в ЕУСПб. На его основании Президент поручил Правительству найти положительное решение и не допустить приостановки учебного процесса в ЕУСПб. Эта информация была своевременно доведена до руководства Рособрнадзора. Однако 7 декабря ведомство приняло решение о приостановке действия лицензии Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Нарушения, за которые у ЕУСПб приостановлена лицензия, носят формальный характер:

  • По мнению Рособрнадзора, на факультете политических наук и социологии отсутствует необходимая доля преподавателей-практиков - как по политологии, так и по социологии (два нарушения)
  • Преподаватели, работающие по срочным трудовым договорам, не проходили аттестацию
  • В университете по адресу его местонахождения, указанному в лицензии, отсутствует спортзал (университет его арендует). (Аргумент о наличии этого четвертого нарушения был отвергнут Дзержинским районным судом г. Санкт-Петербурга 5 декабря в связи с изменением в ноябре некоторых пунктов Положения о лицензировании образовательных организаций).


Все эти пункты основаны либо на специфической трактовке положений законодательства, либо на внутренней оценке контролирующего органа степени исполнения повторного предписания, точные основания которой университету были неизвестны вплоть до самого последнего момента (текст акта Рособрнадзора о наличии остающихся 4 нарушений был роздан на совещании в Правительстве 9 декабря 2016 г.).

В момент, когда Рособрнадзор 8 декабря опубликовал распоряжение о приостановке лицензии ЕУСПб, в сети Интернет появились публикации, распространяющие недостоверную и порочащую репутацию ЕУСПб информацию по поводу связей Университета с иностранными фондами, работы против интересов России и т.п. Эта информация никак не связана с официальным поводом для приостановки лицензии. По сути, подобные действия имеют целью убедить общество в том, что контрольно-надзорные органы использовались в политических целях, как инструменты давления на университет и нарушения его работы.

Однако, пытаясь дискредитировать ЕУСПб, организаторы кампании в СМИ прежде всего дискредитируют законность и работу государственных органов, задачей которых является обеспечение публичного интереса – безопасности зданий, качества образования и т.д.

Европейский университет в Санкт-Петербурге категорически не согласен ни с квалификацией нарушений, выявленных Рособрнадзором в результате проверки исполнения повторного предписания, ни с административными последствиями в виде приостановления действия лицензии. С момента своего создания в 1994 г. Университет всегда уделял огромное внимание качеству кадров, качеству образовательного процесса, эффективности управления и развитию передовой науки.

Руководство университета будет стремиться к урегулированию возникшей ситуации всеми законными средствами, в кооперации с Рособрнадзором и с помощью Правительства РФ.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter