ЛУЧШЕ БЫТЬ НЕЭФФЕКТИВНЫМ, ЧЕМ НЕГОСУДАРСТВЕННЫМ: как Рособрнадзор наказывает вузы

 
13.02.2017
 
Институт проблем правоприменения
 
Катерина Губа; Маргарита Завадская

Начиная с 2014 года, Министерством образования и науки (далее-МОН) был взят курс на сокращение числа неэффективных вузов. В первую очередь частных заведений с сомнительного качества программами, а также филиалов, как частных, так и бюджетных заведений. Для определения эффективности вузов МОН была разработана методика мониторинга образовательных организаций. В рамках мониторинга вузы оцениваются по ряду параметров, на основе которых подсчитываются 7 целевых показателей. Вуз признается неэффективным, если не преодолевает пороговые значения четырех показателей.

Какой логикой руководствуется Рособрнадзор, инспектируя вузы? Насколько логика работы ведомства согласуется с задачей улучшения качества образования и науки?

В результате анализа данных мониторинга МОН, картотеки арбитражных дел и данных Рособрнадзора было обнаружено следующее:

1) Чаще всего проверяют частные вузы и филиалы государственных вузов.

2) Рособрнадзор действительно применяет максимально жесткие санкции в виде лишения аккредитации и(или) лицензии преимущественно по отношению к частным вузам, признанным неэффективными по мониторингу МОН.

3) При этом эффективные частные вузы с большей вероятностью сталкиваются с жесткими санкциями в отличие от неэффективных бюджетных вузов.

4) Бюджетные вузы крайне редко лишаются аккредитации всей организации (а не отдельной программы). Только в двух случаях бюджетных организаций состоялись иски об аннулировании лицензии через суд. Статус неэффективного бюджетного вуза не угрожает заведению серьезными санкциями.

5) Рособрнадзор руководствуется узкой логикой оценки образовательной деятельности, преимущественно опираясь на “бумажную” реальность и полностью игнорируя ущерб, наносимый другим видам деятельности вуза - научно-исследовательской работе и международной активности.

Ситуация вокруг Европейского университета в Санкт-Петербурге говорит не только о том, что этот вуз - исключительный случай в практике ведомства, но также и о более серьезной проблеме систематической дискриминации частных, но при этом эффективных в области научных исследований вузов.

 

КОНТЕКСТ

Чтобы понимать логику работы регулятора, следует посмотреть, как и кого он подвергает санкциям. Само название Рособрнадзор предполагает, что ведомство должно регулярно посещать учебные заведения с плановыми и внеплановыми проверками. Основной целью проверок является оценка соответствия качества образовательной деятельности установленным стандартам. Если в результате проверки найдены нарушения, то Рособрнадзор вправе применить санкции. Проще говоря, «вузы-двоечники» могут лишиться государственной аккредитации или даже лицензии на ведение образовательной деятельности. «Вузы-отличники» не должны подвергаться столь серьезной каре.

В этом тексте мы проанализируем, какие вузы сталкиваются с самыми серьезными последствиями проверок - лишением государственной аккредитации и аннулированием лицензии через арбитражный суд. Почему эти санкции являются самыми серьезными? Если вуз и его образовательная программа не аккредитованы, то он не имеет право выдавать дипломы государственного образца. Студенты, как правило, стремятся получить признаваемые государством дипломы, поэтому вуз в этом случае потеряет большую долю хороших абитуриентов. Если же вы лишаетесь лицензии, то вы в принципе не можете вести никакую образовательную деятельность, которая в современной России на практике понимается очень широко. И тут вуз рискует потерять даже самых преданных студентов, готовых пожертвовать аккредитацией.

Полный текст аналитической записки «Лучше быть неэффективным, чем негосударственным: как Рособрнадзор наказывает вузы» (pdf).