МИФЫ О РЕМБРАНДТЕ

 
01.09.2017
 
Школа искусств и культурного наследия
 
Роман Григорьев

Что мы о знаем о Рембрандте? Из чего состоит конструкт «Рембрандт» сегодня? Как отличается «Рембрандт документов» и Рембрандт массового сознания. Каков был «образ Рембрандта» в 18, 19 и 20 веках, как менялись его значимые составляющие, как использовали этот конструкт французские и русские художники второй половины 19 века в борьбе тем, что они называли «официальным искусством»? Почему приблизительные знания о биографии Рембрандта и реалиях повседневной жизни Голландии XVII века мешают нам воспринимать художественные произведения этой эпохи?

 

Тот факт, что Рембрандт был сыном мельника, часто интерпретируется в пользу его небогатого происхождения. На самом деле мельники относились к буржуазии «среднего калибра». Позднее, уже прославившись в качестве художника, Рембрандт зарабатывал баснословные деньги. Средний годовой достаток профессора Лейденского университета на тот момент составлял 200 гульденов, ремесленника — 150 гульденов. Один поясной портрет Рембрандта стоил 300 гульденов, в год он мог писать 10-15 картин. В 1839 году Рембрандт вселился в дом стоимостью тринадцать тысяч гульденов. При этом он заплатил только шесть тысяч гульденов, так и не рассчитавшись с продавцом до конца.

В XVI и XVII веках представления о личности Рембрандта часто носили негативный характер. Миф о том, что он мало читал, основывается на фрагментарной информации. При описи имущества художника после его добровольного банкротства в 1656 году были указаны наименования всего пяти книг из всей домашней библиотеки. Также считалось, что Рембрандт из корыстных побуждений работал с более чем сотней учеников. На самом деле, многие из них принадлежали к богатым семьям и учились основам живописи в рамках общеобразовательного курса. Другие ученики относились к типу странствующего подмастерья и не задерживались в мастерской. Слухи о скупости Рембрандта также были связаны с анекдотами о гульденах, которые были нарисованы его учениками на полу мастерской — якобы, художник пытался их собирать (подобные выдумки берут начало в иллюзионистский природе портретов, сделанных самим мастером — «если положить картину Рембрандта на пол, ее можно поднять за нос»). Есть информация о попытках Рембрандта спекулировать на рынке искусства. В 50-ые годы цена некоторых его офортов достигала ста гульденов при средней цене подобной работы другого художника в 2-10 стюверов (20 стюверов = один гульден).

Жена художника Саския хотя и была дочерью бургомистра, но не принадлежала к аристократии, которой в Республике Соединенных провинций практически не осталось — она была почти полностью уничтожена испанцами. После смерти Саскии у Рембрандта было еще две возлюбленные.

Действие картины «Ночной дозор» никак не связано с темным временем суток — на самом деле, изображение претерпело дисколорацию, постепенное потемнение пегментов. Для Рембрандта это был дорогой и престижный заказ, в последствии его работа неоднократно копировалась.

Симпатии Рембрандта к евреям объясняются его проживанием в еврейском квартале, однако эта информация не соответствует действительности. Считается, что на одном из его портретов изображен богослов и дипломат Менассе бен-Израиль, однако фактов, однозначно подтверждающих это предположение, не существует. Более того, на одном из офортов для книги бен-Израиля присутствует антропоморфное изображение божества, что в иудейской традиции считается неприемлемым.

Штампу о художнике-одиночке противоречит информация о том, что в 30-ые годы Рембрандт активно работал в коллективе, в том числе в мастерской известного арт-дилера Эйленбурга. Однако, есть основания предполагать, что в плане личных качеств Рембрандт был «депрессивным социопатом». Он не ходил в церковь, не был крестным отцом ничьих детей кроме своих собственных (при высокой детской смертности крестными становились достаточно часто). Также Рембрандт отказался платить рабочим, которые занимались длительными и трудозатратными работами по укреплению домов на канале, где жил художник — каждый дом был поднят над землей примерно на полтора метра. При этом совместная борьба с водой до сих пор является одной из скрепляющих национальных идей голландской нации.

 

Автор текста: Алексей Павперов

 

Роман Геннадьевич Григорьев - профессор Факультета истории искусств Европейского университета, заведующий Отделением западноевропейской гравюры отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа.

 

Модератор: Алексей Олегович Ларионов - сотрудник Государственного Эрмитажа (с 1984 г.), в настоящее время  - старший научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства, хранитель голландских, фламандских и немецких рисунков до 1800 года.

 

Лекция состоялась 29 сентября 2017 года.

smm speeker grigoriev