Любовь Торлопова изучает вопрос, как конституируется знание об инвалидности, и как этот процесс должен контролироваться. Торлопова рассказала о парадигмальном сдвиге, который произошел в отношении к инвалидности в России. Изначально инвалидность воспринималась как нетрудоспособность. Теперь она трактуется как ограничения в способностях жизнедеятельности. По отношению к статусу инвалида повысился уровень неопределенности — инвалидность дается не в целях социальной поддержки, но в составе комплекса мер по сведении этого состояния к минимуму.

Одним из главных выводов в докладе исследовательницы стал тезис о постоянно соконструировании законодательной базы в области инвалидности — в профессиональной среде происходит ее постоянное обсуждение и реинтерпретация. Известны случаи, когда инициатива снизу (от инвалидов или людей, претендующих на статус инвалида) приводила к изменению законодательства. Общую ситуацию Торлопова охарактеризовала как подвижную и изменчивую.

 

 

Ольга Устюжанцева рассказала о продвижение новой междисциплинарной магистерской программы, связанной с здравоохранением, общественным здоровьем и инновациями. В своей работе Устюжанцева использовала опыт, приобретенный в бизнес-среде. По ее мнению, осознанное продвижение должно начинаться уже с момента создания программы. Следует определить ее целевые аудитории и ценностные предложения. В рассматриваемом случае среди ценностных предложений указывались междисциплинарность, востребованность компетенций, ориентация на практику. Помимо рекламы была отмечена ценность непосредственной коммуникации в ходе выступлений и личных встреч. В рамках маркетинговой компании осуществлялась рассылка, были проведены три пробных кампусных курса, созданы шаблоны информационных текстов для разных аудиторий. Для потенциальных интересантов был создан сайт с предложением заполнить заявку с информацией о себе. По мнению Устюжанцевой работу с аудиторией стоило начинать намного раньше. Также она считает, что для эффективного продвижения лучше всего подходит полноценная команда с опытом продаж.

 

 

Часть 2: Инновации и общество: медицина

 

17:40 – 19:40 Белый зал (аудитория 430)
ПУТИ И УКЛОНЫ: РЕЖИМЫ НАУЧНОСТИ В ИНСТИТУТАХ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА
Организатор: Михаил Пискунов (СПб ИИ РАН)
Язык: русский / English
Модератор: Михаил Пискунов
Комментатор: Александр Бикбов (МГУ)

 

10:00-12:00 Золотой зал (аудитория 429)
ЭКОНОМИКА В ФОРМАТЕ БЛОГА: НОВОСТИ ЭКОНОМИКИ И ФАКУЛЬТЕТА
Организатор: Михаил Пахнин, Максим Буев (ЕУСПб)
Язык: русский
Модератор: Максим Буев

 

12:20-14:20 Золотой зал (аудитория 429)
РЫНОК – СООБЩЕСТВО – ГОСУДАРСТВО: НЕФОРМАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ НА КАВКАЗЕ
Организатор: Екатерина Капустина, Евгения Захарова (МАЭ РАН/ЕУСПб)
Язык: русский
Модератор: Сергей Штырков (ЕУСПб)

 

15:20-17:20 Golden hall (room 429)
STUDIES OF REPRODUCTIVE HEALTH ACROSS TIME, SPACE AND DISCIPLINES
Organized by: Gender Studies Program EUSP
Language: English
Chair: Ekaterina Borozdina (EUSP)

 

17:40-19:40 Золотой зал (аудитория 429)
«НАРОД СОХРАНИЛ, НО ЛЮДИ ЗАБЫЛИ»: ТРАДИЦИОНАЛИЗМ КАК ФОРМА ПРОТЕСТНОГО АКТИВИЗМА
Модератор: Сергей Штырков (ЕУСПб)
Организатор: Центр Антропологии религии ЕУСПб
Язык: русский / English
Дискуссант: Жанна Кормина (НИУ ВШЭ)

 

12:20 – 14:20 Аудитория 217
ЕВРЕЙСКИЙ ПАВИЛЬОН ВДНХ
Организатор: МЦ «Петербургская иудаика» (ЕУСПб)
Модератор: Валерий Дымшиц (МФЦ ПИ ЕУСПб)

Доклад Виктора Кельнера был посвящен еврейскому политическому лоббизму в начале XX века. До конца 50-ых годов XIX века в России не существовало организованного еврейского лоббизма как и публичной политики в целом. Многие евреи пытались отстаивать интересы общины, входя в те или иные комиссии, составляя слезницы, применяя в основном финансовые рычаги влияния. Русская бюрократия того времени отличалась принципиальностью, а три четверти государственных вопросов замыкались на императоре Александре I, поэтому чаще всего усилия просителей оказывались бессмысленными.

После неудачной Крымской войны в стране начинаются реформы, которые затрагивают в том числе и еврейский вопрос. Группа евреев вокруг семьи банкиров Гинзбургов начинает работу над изменением еврейского законодательства. Изначально в историографии считалось, что этот кружок руководствовался исключительно собственными интересами. На самом деле, реформаторы добились многих послаблений: например, разрешения к проживанию вне черты оседлости для купцов первой гильдии, людей с высшем образованием, чуть позже — людей, занимающихся работой из «перечня редких и ценных профессий» (фотографов, типографических работников, часовщиков и пр.)

В 1882 году были введены новые жесткие «временные правила», работавшие до 1917 года. Среди них — процентная норма на поступление евреев в университеты, запрет на проживание в Москве, Петербурге, Киеве. Однако в конце 80-ых - начале 90-ых годов заявляет о себе активное и образованное новое еврейство — люди, получившие высшее образование, врачи, инженеры, юристы. Через салоны и редакции журналов и газет они начинают влиять на политику. В Петербурге создается объединение для защиты интересов еврейства. Публикуются бюллетени на иностранных языках, инициируется обсуждение еврейского вопроса в прессе.  

В начале XX века реформистские инициативы еврейства совпадут с интересами либеральных и демократических политиков. Официальные еврейские делегации принимаются Витте и Святополк-Мирским. В ходе подготовки к переговорам осуществляются консультации с Милюковом, Петрункевичем, Набоковым. Либеральные политики требуют предоставления избирательного права для евреев и добиваются в этом деле успеха. Возникает «Союз за достижение полноправия евреев» — прямая политическая еврейская лоббистская организация.

 

Екатерина Карасева работает с архивом искусствоведа и художника Давида Гобермана. В ходе этнографических экспедиций по Молдавии, Буковине и Бессарабии Гоберман фотографировал еврейские надгробия. Позже большинство из запечатленных им объектов были уничтожены во время Второй мировой войны.

Изучать эти снимки важно для составления каталогов — случаи нахождения с их помощью останков родственников редки, но все-таки встречаются. Также подобные исследования предоставляют большой объем статистической информации о гендерном составе, расселении и формировании общины, эпидемиях болезней. Эпитафии надгробий можно разбирать в качестве отдельных литературных произведений. Интересно, что большинство эпитафий написаны на синкретическом языке — они составлены из цитат, клише, вкраплений разных языков.

Надгробия описываемых регионов отличались изысканной и дорогой резьбой. Возможно, это было вызвано повышенным благосостоянием местных жителей или же возможностями для упрощенной обработки камня. Фотографии Гобермана отличаются своей художественностью, поэтому с ними бывает сложно работать в качестве научного источника — нет четких описаний объектов, карт кладбищ, не видны некоторые надписи и элементы частично или полностью. Тем не менее Карасева планирует ввод архива в широкий научный оборот.  

 

Мария Вольфсон рассказала о нескольких переведенных в ходе коллективного проекта манифестах еврейского авангарда. Большинство рассматриваемых текстов вышли в берлинском литературно-художественном двуязычном альманахе «Милгрой» (на идише) или «Ремон» (на иврите).

Статья Генриха Берлеви «Еврейские художники в современном искусстве» посвящена знаменитой выставке советского искусства в Берлине в 1922 году (эту экспозицию Луначарский иронично называл «кабаретным эмигрантским искусством»). Главным среди еврейских художников автор считает Марка Шагала, так как в его творчестве национальные этнографические мотивы совмещаются с личностными наднациональными элементами.

Лейзер Лисицкий описал свои воспоминания спустя шесть лет после посещения могилевской синагоги. Среди особенностей еврейского искусства он выделяет синхронность с формами других народов, но не торжественность им. В статье скульптора Иосифа Чайкова рассматриваются формальные особенности еврейской скульптуры. Национальное содержание он находит в темпераменте и традициях (среди них — плоскостность в изобразительном искусстве). Традиций пластики у евреев нет, поэтому еврейским скульптурным материалом он называет железобетон.

Особняком стоит переведенный с иврита текст 1912 года «Новый еврей», опубликованный в одном из варшавских альманахов. В нем с пафосом и множеством цитат постулируется явление нового типа еврея, принадлежащего  культуре «электрификации, авангарда и скорости».

Редактором и издателем «Милгроя» была историк еврейского искусства Рахель Вишницер. В своих статьях она заявляет, что евреи нуждаются в динамике нового искусства. Творчество передвижников и импрессионистов рассматривается Вишницер и ее современниками как слишком рассудительное и замедленное. Еврейским традициям характерна совершенно другая темпоральность.

 

 

Валерий Дымшиц рассказал об особенностях религиозных еврейских практик в связи с советской теневой экономикой. После НЭПа экономика еврейских кварталов и поселений оказалась в упадке. Какое-то время спустя у граждан появилась возможность ведения частного предпринимательства с покупкой патента. Такая работа могла приносить хорошие деньги, но полностью отрезала человека от социального статуса и места в обществе. Продажа патентов была особенно распространена в эпоху позднего сталинизма, когда государство было обеспокоено в первую очередь военной промышленностью. Позднее при Хрущеве началось усиление легкой промышленности и рынка услуг, частников начали активно загонять в парткомбинаты. Нелегальные кооператоры и кустари оказались носителями традиционного поведения и культуры.

Раньше место в синагоге обладало не только символическим, но и экономическим капиталом — оно демонстрировало социальный статус владельца, также его можно было выгодно продать. В большинстве случаев в СССР синагоги существовали нелегально. При этом синагога могла располагаться в частном доме в самом центре города и собирать внушительное количество прихожан. Также со сломом привычных традиций синагоги перестали отображать социальный престиж верующих. Желание показать собственный достаток могло быть удовлетворено через благотворительность — помощь больным, неимущим, неспособным собрать выкуп для невесты (этот ритуал сохранял свою значимость вплоть до 90-ых годов). После Второй мировой войны подпольные хедры (начальные религиозные школы) оказались уничтожены. Домашнее обучение  и частных учителей религии чаще всего могли себе позволить только состоятельные люди — помимо всего прочего, таким образом они реализовывали свою потребность в престижном потреблении.

 

День 2, 18 ноября 2017

09:30 – 10:00 Регистрация участников (2 этаж)

10:00 – 12:00 Конференц-зал (аудитория 201)
THE DISCOUNT FACTOR AS A KEY ELEMENT OF ECONOMIC MODELS / КОЭФФИЦИЕНТ ДИСКОНТИРОВАНИЯ – КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ
Организатор: Факультет экономики ЕУСПб
Язык: русский
Модератор: Максим Буев (ЕУСПб)

 

12:20 – 14:20 Конференц-зал (аудитория 201)
ДИНАМИКА КАПИТАЛИЗМА И СОСТЯЗАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА РОССИИ 2015-2017 ГГ.
Организатор: Максим Мандрик (ЕУСПб)
Язык: русский / English
Модератор: Маргарита Завадская (ЕУСПб)
Дискуссант: Карин Клеман (СПбГУ), Эдуард Понарин (НИУ ВШЭ)

 

15:20-17:20 Конференц-зал (аудитория 201)
Круглый стол «ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ, ВЕДУЩЕЙ ВНИЗ»: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Организатор: Людмила Кузнецова (ЦСИПИ ПГНИУ)
Язык: русский
Модератор: Ирина Шевцова (ЦСИПИ ПГНИУ)
Участники:
Людмила Кузнецова (ЦСИПИ ПГНИУ)
Екатерина Мельникова (МАЭ РАН Кунсткамера, РАНХиГС, ЕУ СПб)
Юлия Сафронова (ЕУСПб)

 

17:40 – 19:40 Конференц-зал (аудитория 201)
PULP FICTION MEETS BIG DATA
Организатор: Институт проблем правоприменения ЕУСПб
Язык: русский
Модератор: Дарья Кузнецова (ИПП)
Институт проблем правоприменения организует сателлитное мероприятие в рамках ВДНХ-XI, посвященное исследованиям социального контроля и мобилизации права с использованием больших данных (грант РНФ 17-18-01618). Мы приглашаем на наше мероприятие как количественных, так и качественных исследователей — экономистов, социологов, политологов, а также специалистов по работе с данными.

 

10:00-12:00 Белый зал (аудитория 430)
СОВЕТСКОЕ НАСЛЕДИЕ В ПОНИМАНИИ ФЕНОМЕНА СТАРЕНИЯ
Организатор: Алиса Клоц (ЕУСПб)
Язык: русский
Модератор: Елена Здравомыслова (ЕУСПб)

 

12:20 – 14:20 Белый зал (аудитория 430)
ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПОИСКА (Часть 1)
Организатор: Николай Руденко (ЕУСПб, СИ РАН)
Язык: русский
Модератор: Денис Сивков (ШАГИ РАНХиГС)

 

15:20-17:20 Белый зал (аудитория 430)
ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПОИСКА (Часть 2)
Организатор: Николай Руденко (ЕУСПб, СИ РАН)
Язык: русский
Модератор: Руденко Николай

 

17:40 – 19:40 Белый зал (аудитория 430)
ВИЗУАЛЬНЫЙ «ИНСТРУМЕНТАРИЙ» ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ XIX ВЕКА
Организатор: Алина Новик (ШАГИ РАНХиГС)
Язык: русский
Модератор: Валентин Головин (ИРЛИ РАН), Наталия Мазур (ЕУСПб)

Известно, что в Петербурге с 1793 по 1806 годы представления с фантоскопом организовывал известный антрепренер Этьен Гаспар, более известный под псевдонимом «профессор Робертсон». Сеанс проходил в затемненной комнате. Аппарат был скрыт за экраном и передвигался на колесиках — благодаря этому образы призраков, которых показывал Гаспар, как будто набрасывались на зрителей. Экран был сделан из тонкой материи и прозрачного воска, поэтому его не было видно в темноте. Иногда проекция осуществлялась на клубы дыма.

С 1806 года Гаспар два года работал в Москве. Там ему пришлось изменить свою программу — местные жители не хотели связываться с человеком, который якобы поддерживал контакт с темными силами. В Москве Гаспар показывал пейзажи, виды городов, движение планет.

В 1817 году антрепренер Шарль Руа показывал в Петербурге картины движения Земли и небесных тел. Его представления были весьма дорогими и предназначались для состоятельных и образованных горожан. В 1842 был открыт «Оптический универсум Гибгарда», где при помощи газового микроскопа на экран выводились многократно увеличенные изображения с линзы аппарата. В 1858 году, несмотря на ужасно написанные тексты к слайдам, необычайной популярностью пользовались представления некого Роде. Примерно в это же время начинается дискуссия об использовании волшебного фонаря для преподавания в школах и институтах.

 

По информации сервиса Google Trends в России наблюдается очень сильный разрыв между спросом на классические произведения и книги современных авторов (в других странах, например, в Британии, этот разрыв не настолько ощутим). Авторка доклада считает, что высокий запрос на классику был сформирован еще на заре формирования книжного рынка. В своем исследовании она изучает феномен «книги для народа». Так назывались массовые издания, осуществляемые подконтрольной министерству народного просвещения «Комиссией по организации народных чтений». Эти книги заказывались во все города Российской империи, поставлялись в библиотеки и школы. Их авторы получали большие гонорары, чем известные писатели, публиковавшиеся в авторитетных журналах. Низкие цены на книги обеспечивали их высокую популярность в народе.

Многие из текстов представляли собой биографии известных писателей с вкраплениями из их текстов. Все классические произведения выходили в адаптированных вариантах. Среди наиболее значимых авторов значились Александр Пушкин, Александра Ситкова (Катенкамп), «народный поэт» Алексей Кольцов, Николай Гоголь, Лев и Алексей Толстые.

Одной из наиболее популярных книг серии было произведение Ситковой «Старик Никита и его три дочери» — адаптация «Короля Лир» Уильяма Шекспира. Вся драматическая составляющая оригинального текста оказалась редуцирована, в финале счастливый старик умирал на руках дочери Машеньки. На обложке вместо бури была изображена русская метель.

 

 

Эфималии — самостоятельная печатная продукция, предназначенная для краткосрочного использования — открытки, бланки, формуляры, оберточная бумага и тп. Расцвет производства эфималий пришелся на период между концом XIX и началом XX веков — он совпал с кризисом в российской системе образования и распространением просветительских инициатив. Просветительская и научно-популярная функции эфималий объясняются коммерческими интересами — подобные изображения имели спрос на рынке. Были востребованы литературные, исторические, географические сюжеты (в последнем пункте прослеживается связь с интересом к развитию железных дорог и экскурсионного дела).

Среди примеров эфималий можно указать лубки Ивана Сытина, кондитерские вкладыши предпринимателя Алексея Абрикосова на этнографические и исторические темы. Также использовались сюжеты из живописи, иллюстрации из научных трудов, документальные фотоснимки.

Эфималии были удобны своей наглядностью и возможностью долгого изучения. Известны случаи обсуждения использования эфималий в педагогических целях — например, во время школьных уроков. Важно учитывать, что изображения, репродуцируемые на эфималиях, могли подвергаться сильным искажениям, а сопроводительные тексты могли содержать серьезные фактические ошибки.

 

 

10:00-12:00 Golden hall (room 429)
LETTER WRITING IN ISLAMICATE SOCIETIES
Organized by: Alfrid Bustanov (EUSP)
Language: English
Модератор: Юлия Сафронова (ЕУСПб)

 

12:20 – 14:20 Золотой зал (аудитория 429)
КАК ИССЛЕДОВАТЬ АМЕРИКУ? СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ США И РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Организатор: Дмитрий Нечипорук (ВПК)
Язык: русский
Модератор: Наталья Потапова (ЕУСПб)

 

15:20-17:20 Golden hall (room 429)
RUSSIAN-SPEAKING SCIENTISTS ABROAD: DIASPORIC COLLABORATION, MIGRATION AND CAREER
Organized by: Irina Antoschyuk (EUSP)
Language: English
Модератор: Irina Dezhina

 

17:40 – 19:40 Золотой зал (аудитория 429)
Презентация книги: Дмитрий Травин, Владимир Гельман, Андрей Заостровцев
РОССИЙСКИЙ ПУТЬ: ИДЕИ, ИНТЕРЕСЫ, ИНСТИТУТЫ, ИЛЛЮЗИИ (издательство ЕУСПб, 2017)
Организатор: Цент исследований модернизации ЕУСПб
Язык: русский
Модератор: Владимир Гельман
Участники:
Дмитрий Травин (ЕУСПб)
Владимир Гельман (ЕУСПб)
Андрей Заостровцев (ЕУСПб)
Андрей Щербак (НИУ ВШЭ)
Мария Мацкевич (СИ РАН)

 

12:20-14:20 Аудитория 217
АКАДЕМИЧЕСКИЙ МИР И БЮРОКРАТИЧЕСКОЕ (ПОДО)ЗРЕНИЕ. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ, ЭФФЕКТЫ И ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ФОРМАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАУЧНОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Организатор: ЦИАНиО (Центр институционального анализа науки и образования)
Язык: русский
Модератор: Катерина Губа

 

17:40 – 19:40 Аудитория 217
Презентация книги под ред. Н. Б. Вахтина, Б. М. Фирсова. М., Изд-во НЛО. 2017
СИНДРОМ ПУБЛИЧНОЙ НЕМОТЫ: О ТРУДНОСТЯХ ДИАЛОГА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Организатор: Николай Вахтин, Борис Фирсов (ЕУСПб)
Язык: русский
Модератор: Николай Вахтин
Участники:
Николай Вахтин (ЕУСПб)
Борис Фирсов (ЕУСПб)
Ирина Прохорова (НЛО)
и другие

 

20:00 – Внутренний двор отеля Radisson Sonya. Литейный пр. 5/19
Заключительное слово ректора ЕУСПб Николая Вахтина

 

О предыдущих конференциях.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter