КАК РАБОТАЕТ РОСОБРНАДЗОР: анализ открытых данных о контрольно-надзорной деятельности в сфере высшего образования

 
22.01.2018
 
Центр институционального анализа науки и образования

Европейский университет в Санкт-Петербурге подготовил аналитический отчет «Как работает Рособрнадзор: анализ открытых данных о контрольно-надзорной деятельности в сфере высшего образования» (загрузить PDF). Насколько логика действий контрольно-надзорной службы согласуется с задачей улучшения качества образования и науки? В результате анализа мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций Минобрнауки, реестра проверок и корпуса экспертов Рособрнадзора было обнаружено следующее.

◊ Количество организаций высшего образования с каждым годом уменьшается, однако количество контрольно-надзорных мероприятий в их отношении увеличивается. Сложившаяся картина ставит под вопрос тезис о постепенном оздоровлении российской системы высшего образования и сокращающейся потребности во вмешательстве контролирующих органов.

◊ Под проверки намного чаще попадают частные вузы. При этом выполнение показателей эффективности не снижает существенно вероятность проверки. В целом здесь наблюдается недостаток комплексности мер по контролю качества высшего образования, при котором факт проверки в значительной степени оторван от результатов мониторинга и не всегда согласуется с разработанными министерством показателями эффективности.

◊ В силу кадрового состава корпуса экспертов, участие в контроле и надзоре представителей университетской среды не является гарантией того, что ошибки при выборе цели проверки нейтрализуются качественным анализом деятельности вуза непосредственно в ходе проверки:

• значительная доля экспертов представляет учебно-методический отдел. Вместо экспертов-преподавателей проверками стремятся заниматься эксперты по «бумажной реальности»;

• уровень вузов, которые представляют эксперты, по качеству образования и исследований не отличается от среднего российского вуза, и существенно отстает от вузов-лидеров. Среди тех, кто должен выявлять «двоечников» системы высшего образования, преобладают троечники. Более того, присутствуют эксперты из вузов, признанных неэффективными по ключевым признакам (особенно по образованию);

• процедура отбора экспертов из числа претендентов не позволяет предотвратить попадание в реестр экспертов, нарушающих этические нормы в своей профессиональной деятельности. Среди экспертов есть авторы диссертаций с масштабными заимствованиями из чужих текстов. Показатели публикационной активности экспертов демонстрируют, что они в среднем более склонны к манипуляции формальными показателями результативности научной деятельности, чем большинство преподавателей.

◊ Проверки все чаще проходят в виде работы с документами без выезда в вуз. При этом внимание проверяющих сосредоточено на мелких нарушениях, в основном связанных с документационным обеспечением работы вуза. Такой подход не позволяет выявить фактические нарушения порядка получения образования.