ПОЧЕМУ ЯПОНЦЫ — НЕ ИМПРЕССИОНИСТЫ, ИЛИ ПОЧЕМУ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НЕ ВСЕГДА РАБОТАЕТ?

 
01.03.2018
 
Школа искусств и культурного наследия
 
Анна Егорова

В 1896-1897 году в Петербурге и Москве прошла первая в России выставка японской живописи. Зрителям была показана коллекция Сергея Николаевича Китаева — морского офицера, страстного собирателя и знатока японского искусства. Представленные в его коллекции имена выдающихся японских мастеров живописи и гравюры в то время еще мало что говорили русскому зрителю. Стремясь приблизить это экзотическое искусство к восприятию европейцев, коллекционеры, исследователи и критики пытались проводить аналогии между японскими художниками и западными. Так, например, японцы, согласно этим представлениям, отличаясь особой чувствительностью к живописи, были «врожденными импрессионистами», и японским «импрессионистам» противопоставлялась «реальная школа» укие-э, которая (в свою очередь) была истоком европейского импрессионизма...

Такие сравнения и неоправданные ожидания привели к непониманию и порой язвительной критике как выставки, так и самого японского искусства. Кто же на самом деле эти Репины и Шишкины японской живописи? Как была воспринята выставка из коллекции Китаева, как было понято традиционное искусство Японии, и как эта выставка определила отношение к японскому искусству на несколько десятилетий вперед? Ответам на эти вопросы будет посвящена лекция Анны Егоровой.

 

Автор изображения: Isaac Macias