АТАКУЮЩИЙ КЛАССИЦИЗМ ЯНА ГАМИЛЬТОНА ФИНЛЕЯ: сад как пространство истории и политики

 
23.03.2018
 
Школа искусств и культурного наследия
 
Екатерина Кочеткова

Шотландский художник и поэт Ян Гамильтон Финлей (1925–2006) был человеком блестящей эрудиции и бескомпромиссного характера. Глубокие познания в истории и философии привели его к неутешительным выводам о современном состоянии человечества, культуры и общества. Поэтому его opus magnum – парк «Маленькая Спарта» под Эдинбургом – ломает привычные представления об идиллическом садоводстве. Наряду с традиционными темами античной мифологии и творческого досуга на лоне природы, здесь автор представляет свой взгляд на социальные и политические противоречия. Особенно интересует Финлея неоднозначная историческая оценка двух эпохальных событий – Великой Французской революции и II Мировой войны.

Стремясь к ясности и чистоте слога, Финлей последовательно выбирает классицизм как стиль и как метод аргументации. Однако в его исполнении классика переводится на новый язык, доступный сегодняшнему зрителю, и служит не средством побега от современности, а инструментом актуальной полемики. Для этого художник соединяет классическую эстетику с приёмами современного искусства: скупостью выразительных средств минимализма, словесными играми концептуализма, цитатностью и иронией постмодернизма.

«Маленькая Спарта» сталкивает зрителя с прошлым, раскрывая с его помощью парадоксы современности. Это уникальное пространство критического осмысления истории, пространство ностальгии и провокации, саркастическое и в то же время до крайности серьёзное. О необычном шотландском парке и его авторе расскажет Екатерина Кочеткова.

Екатерина Кочеткова – кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, член Международного совета музеев (ICOM). Сфера её научных интересов включает историю и теорию ландшафтного искусства и архитектуры, практики работы с пространством и природой в искусстве XX века и современности, а также проблемы музейного дела и стратегического управления культурными проектами. С 2006 года Екатерина работает в сфере современного искусства, сотрудничая с крупнейшими музеями и организациями, такими как Московский музей современного искусства, Государственный центр современного искусства, Московская биеннале современного искусства и другие.

 

Иллюстрация: Ian Hamilton Finlay with Nicholas Sloan. The Present Order Is the Disorder of the Future – Saint Just. 1983. Little Sparta, Scotland. © Photo by Callum Bennett. Источник: https://www.the-tls.co.uk/articles/private/on-the-stony-warpath/