РОСТ И РОЖДАЕМОСТЬ: ТРИСТА ЛЕТ ВМЕСТЕ

 
05.04.2018
 
Факультет экономики

19 марта прошла очередная встреча лаборатории «Социальные аспекты экономической теории». На ней Вера Анатольевна Кипяткова представила вторую часть своего доклада «Рост и рождаемость: триста лет вместе». Первая часть доклада состоялась 5 февраля 2018 года.

Одной из спорных тем, которые обсуждаются в теориях фертильности, является вопрос о том, каким образом рождаемость зависит от благосостояния родителей. Принятие решения о рождении детей связано с двумя различными эффектами: эффектом замещения и эффектом дохода. С одной стороны, чем выше зарплата родителей, тем дороже их время, и тем меньше они готовы тратить его на воспитание детей, предпочитая посвятить его работе, это эффект замещения. С другой стороны, если рассматривать детей как специальный вид благ, то с ростом заработной платы может вырасти потребление данного блага, это эффект дохода. Богатые родители стремятся заводить меньше детей и тратить больше средств на их образование. В то же время менее обеспеченные родители подменяют «качество» детей их количеством, и когда растет благосостояние семьи, они склонны заводить больше детей вместо того, чтобы вкладывать дополнительные средства в образование и воспитание уже рожденных. Возможно, причина в том, что помимо дохода, существует еще одна, скрытая переменная, влияющая на количество детей в семье.

Основное внимание на тематическом семинаре было уделено обсуждению статьи Mookherjee et al. “A Theory of Occupational Choice with Endogenous Fertility”, в которой предложена теоретическая динамическая модель, позволяющая проследить взаимосвязь доходов и количества детей с учетом квалификации родителей и желаемого уровня образования детей. Данная модель основана на следующих ключевых предпосылках:

• рассматриваются два типа родителей: квалифицированные или неквалифицированные;

• каждый родитель принимает решение о том, сколько детей заводить и каким образом их воспитывать (вкладываться в их образование или нет);

• воспитание образованного ребенка требует больших затрат, чем воспитание необразованного;

• доля затрат на воспитание детей с ростом заработной платы сокращается (при этом в абсолютных величинах расходы на воспитание детей растут);

• одновременно с количеством детей родитель имеет возможность выбрать долю своих потомков, в образование которых он готов вкладываться.

Родитель каждого из рассматриваемых типов решает оптимизационную задачу – максимизирует функцию полезности по потреблению, количеству детей и доле образованных потомков при бюджетном ограничении (потребление и расходы на детей не должны превышать доход). Решение данной оптимизационной задачи приводит к появлению краевых решений: оказывается, что родитель предпочитает воспитывать потомков только одного типа (доля потомков, в образование которых он готов вкладываться, равна либо 0, либо 1). Количество рождаемых детей может рассматриваться как функция заработной платы родителя и указанной доли потомков. Эта функция является возрастающей по первой переменной, но может быть как возрастающей, так и убывающей по второй. Существенное влияние на характер зависимостей и равновесные значения оказывает соотношение квалифицированного и неквалифицированного труда.

Статья оставляет нерешенными много вопросов. Существенным недостатком модели является ее сугубо теоретический характер и отсутствие апробации на реальных данных. В ходе обсуждения статьи были подняты важные вопросы для дальнейшего обсуждения на предстоящих встречах лаборатории. Например, как повлияет на полученные результаты введение в модель более двух типов агентов, как учесть опыт от рождения и воспитания детей при принятии последующих решений о пополнении семьи. Поиск ответов на эти и другие вопросы продолжится на следующем семинаре.

Текст: Екатерина Карасева

Иллюстрация: Carissa Rogers, Flickr