«ЖЕРТВО ПРИЯТНАЯ ВСЕСОЖЖЕНИЯ»: убийство царской семьи в православной политической эсхатологии

 
11.04.2018
 
Факультет антропологии
 
Сергей Штырков

Прошлогодняя дискуссия вокруг заявления еп. Тихона (Шевкунова) о том, что расстрел семьи Николая II можно трактовать как ритуал, показало, что православные интеллектуалы считают интерпретацию отечественной истории одной из основных задач и легитимных сфер применения своих усилий. Авторы, предлагающие видеть в политическом (?) убийстве царской семьи ритуальные смыслы, зачастую используют в своих рассуждениях образ иудаизма как религии, в основании которой лежит практика жертвоприношения. Таким образом, чужой ритуал включается в православный исторический и историософский нарратив и оказывается основным механизмом мирового политического процесса.

Иллюстрация: Надпись на месте цареубийства.