КАК СМОТРЕТЬ ПОРТРЕТ

 
22.05.2018
 
Университет
 
Илья Доронченков

Новая лекция Ильи Доронченкова в совместном проекте «Арзамаса», Российской государственной библиотеки и Европейского университета в Санкт-Петербурге «Искусство видеть». 

Портрет, наверное, самый старый жанр искусства. Появившись в Древнем мире, он существует по сей день, выполняя практически те же функции: замещает изображённого человека, заставляя «отсутствующего казаться присутствующим» (Леон Батиста Альберти).

С восприятием портрета связано множество стереотипов. Глядя на него, мы часто забываем, что смотрим на изображение, а не на человека; мы пытаемся прочитать характер человека по его образу на холсте. Это есте­ственно: портрет ближе всего стоит к центральной проблеме европейского искусства — созданию эффекта жизнеподобия. При своем рождении портрет был тесно связан с проблемой продления человеческого бытия, и эта почти магическая функция остаётся присущей ему — именно поэтому портрет, принадлежа искусству, в то же время постоянно выходит за его пределы. На каждом этапе своего существования портрет — это прежде всего социальный конструкт, который транслирует представления своей эпохи о человеке и его натуре.

На лекции мы попробовали понять, как следует смотреть портреты разных эпох, чтобы верно прочитать их сообщения, как строится риторика портретного изображения, почему портрет в течение столетий — социальная привилегия и можно ли доверять «портретному сходству».

Лекция состоялась 20 мая 2018 года.