CHILDCARE AND MACROECONOMIC PERFORMANCE

 
04.06.2018
 
Факультет экономики
 
Нигяр Хашимзаде

28 мая 2018 года профессор экономики из Даремского университета Нигяр Хашимзаде на исследовательском семинаре имени С. Л. Печерского выступила с докладом «Childcare and macroeconomic performance». В докладе были представлены результаты теоретического исследования о том, как количество времени, потраченное родителями на воспитание своих детей, влияет на макроэкономические показатели.

Основоположником изучения влияния семейного воспитания на экономическое развитие был лауреат Нобелевской премии по экономике 1991 года Гэри Беккер. В частности, он утверждал, что инвестиции родителей в своих детей являются важным источником роста экономики, поскольку они способствуют накоплению человеческого капитала. Большая часть экономической литературы сосредоточена на исследовании материальных инвестиций в детей, в основном расходов на образование. Тем не менее, время, которое родители проводят со своими детьми, также представляется очень важным в дальнейшем развитии детей и формировании человеческого капитала, который влияет на будущую производительность. Только в последние несколько десятилетий стали появляться исследования, посвящённые роли неоплачиваемого ухода за детьми в развитии навыков и способностей детей.

Теоретические соображения на этот счёт амбивалентны. Так, неоплачиваемый уход за ребенком несёт для родителей как материальные издержки, связанные с упущенным временем на собственное профессиональное развитие и досуг, так и выигрыш, связанный с получаемым удовольствием от времени, потраченного на заботу о своём ребенке. Стоит отметить, что в данных исследованиях время, потраченное на детей, фиксируется экзогенно, то есть не определяется внутри самой модели. Однако естественно считать, что уровень заботы о ребенке зависит от собственного опыта детства, а также от социальных норм, сложившихся в обществе. Данный аспект обсуждался в социологической литературе. Например, отмечалось, что отношение к воспитанию детей в значительной степени определяется социальными нормами, к которым родители с более высоким уровнем образования оказываются особенно восприимчивы. Кроме того, считается, что более образованные родители привыкли и продолжают тратить больше времени со своими детьми, чем менее образованные. Тем не менее, данные эффекты не были формально смоделированы.

В работе профессора Хашимзаде рассматривается динамическая модель экономики с человеческим капиталом, где время, потраченное родителями на воспитание детей, определяется эндогенно. Экономические агенты живут всего три периода: в первом периоде агент является ребенком, во втором — взрослым, в третьем — пенсионером. У взрослого агента есть единица времени, которая может быть поделена на отдых, оплачиваемый труд в производственном секторе и неоплачиваемое воспитание детей. Доход взрослого агента распределяется между сбережениями и оплачиваемым уходом за детьми (например, затратами на образование). Производственная функция зависит от физического капитала и человеческого капитала взрослого поколения, который определяется воспитанием и уровнем обучения, полученным ими в детстве.

Если считать, что предпочтения родителей зависят, среди прочего, от такого параметра как относительное удовольствие от времени, потраченного на воспитание детей, то при каждом фиксированном значении этого параметра в модели существует стационарное равновесие. Чем выше значение этого параметра, тем выше в стационарном равновесии совокупный выпуск экономики, уровень человеческого капитала, величина заработной платы, соотношение физического капитала к эффективному труду и благосостояние. Это означает, что, при прочих равных, общества, в которых родители получают большее удовольствие от того, что они проводят своё свободное время с детьми, являются более богатыми и счастливыми. Взрослые работают меньше, но получают больший доход, поскольку обладают более высокой производительностью за счёт накопленного человеческого капитала в детстве благодаря тому, что родители посвящали им своё свободное время.

Естественным образом параметр относительного удовольствия от воспитания детей можно эндогенизировать. Разумно считать, что он определяется семейными ценностями (собственным опытом детства родителей) и социальными нормами (моделью поведения с детьми, сложившейся в обществе). Иначе говоря, этот параметр в каждый момент времени зависит от своего прошлого значения и от средней доли времени, потраченной взрослыми предыдущего поколения на воспитание детей. В этом случае в модели существуют множественные равновесия, причём наилучшим с точки зрения благосостояния, опять же, является равновесие с самым большим относительным удовольствием от воспитания детей. Однако, это равновесие (и, тем самым, никакое равновесие) не является оптимальным — положительная экстерналия воспитания приводит к неэффективности всех конкурентных равновесий. Оптимальное состояние достигается при максимальном относительном удовольствии от воспитания детей, тогда как в любом равновесии эта величина всегда меньше, за счёт того, что доля времени, потраченная на воспитание детей, меньше оптимальной.

Нужно отметить, что модель представляется простой, однако её вполне можно развивать дальше и делать более реалистичной. Например, включить в модель экстерналию накопления человеческого капитала, или рассмотреть неоднородность агентов, возникающую из-за случайного распределения способностей и влияющую на производительность труда.

Роман Шаповалов