«ПАВЛИНА ПОМРАЧАЕТ ВРАН»: опыт визуального комментария к оде Ломоносова 1747 года

 
04.06.2018
 
Школа искусств и культурного наследия
 
University of Toronto; Андрей Костин; ИРЛИ РАН, НИУ ВШЭ; Татьяна Смолярова

Семинар по визуальным исследованиям.

Один из самых амбициозных проектов изучения русской литературы XVIII века - комментарий к тому поэзии и ораторской прозы Ломоносова в составе Полного собрания сочинений (М.; Л., 1959; под ред. Г. П. Блока) - строился во многом на той интенции, которую его создатели предполагали в первых читателях ломоносовских од: «Говоря в своих одах о текущих явлениях тогдашней действительности, Ломоносов любил выражаться иносказательно. Среди рассеянных в его стихах аллегорий и намеков наберется немало таких, реального смысла которых мы спустя двести лет доискаться уже не в силах <...> Но при жизни Ломоносова дело обстояло не так: возраставший из года в год спрос на его оды говорит о том, что были в его время потребители стихов, которых не смущали содержавшиеся в них загадки, которые умели и любили их разгадывать».

Очень квалифицированный и подробный комментарий ПСС, следуя за этой установкой - видеть в тексте Ломоносова загадку, требующую и предполагающую четкий ответ из референтного плана «действительности» - подкупает своей тотальностью и убедительностью многих наблюдений.

Вместе с тем, те 60 лет, что отделяют нас от комментария ПСС, показали, что не менее плодотворной может оказаться оптика, опирающаяся на эмблематический и иконологический анализ, - иконография падения Фаэтона может оказаться для понимания ломоносовской строфы не менее важной, чем читающаяся за ней история русско-шведских войн, а символическая визуальность астрономических наблюдений, включенная в узус придворного патронажа, - не менее значимой, чем подразумеваемое стихами научное открытие.

Насколько противопоставлены друг другу «реальный» и «эмблематический» подходы; возможно ли их объединение в комментарии? Как нам представляется, для такой работы необходимо внимательное отношение к визуальной природе ломоносовской поэзии, исключающее иерархическое разделение планов, но позволяющее использование визуального материала как медиатора для их объединения.

Наш проект визуального комментария к ломоносовской «Оде на восшествие на престол...» 1747 г. предлагает опыт такого подхода; в докладе мы постараемся не только показать иконографические традиции, стоящие за отдельными образами оды, но и то, как визуальность в целом организует структуру текста и его динамику.