ЧТО ОБЩЕСТВО ДЕЛАЕТ С ТЕЛЕСНЫМИ ОЩУЩЕНИЯМИ?

 
18.07.2018
 
Факультет антропологии
 
Мария Пироговская

Научный сотрудник факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Мария Пироговская рассказала о сенсорной антропологии — сфере знания, которая потенциально способна пересобрать многие научные дисциплины благодаря анализу культурного содержания сенсорного восприятия. Среди тем, затронутых в лекции — связь того или иного чувственного опыта с культурой эпохи, расширение комплекса из пяти чувств, особенности и области применения сенсорной антропологии.

Лекция состоялась 24 марта 2018 года.

Сенсорная антропология не является самостоятельной областью знания — скорее это инструмент для более продуктивной работы в поле, который можно использовать также в других дисциплинах. В центре ее внимания — анализ культурных значений, приписываемых чувствам. Наиболее широко это можно объяснить при буквальном русском переводе словосочетания «anthropology of the senses» — слово «чувство» в русском языке может обозначать как когнитивный опыт, так и эмоции от переживаемых впечатлений.

Так, например, в риторике российских либеральных газет 19 века миазмы связывались с условиями, в которых современный человек не может существовать — отвратительный запах оказывался маркером отсталости и примитивности. Врач-народник Вениамин Португалов связывал отталкивающий запах русских крестьян с их необразованностью и общим низким уровнем развития. Также он ссылался на пастора и критика рабства Стенгопа Смита (Samuel Stanhope Smith), который утверждал, что хорошо содержимые, «окультуренные» африканские рабы претерпевают физические изменения — неприятный запах исчезает, их волосы становятся гладкими и сплетаются в косичку, а кожа одного из рабов без всякой болезни совершенно побелела. В натурализации социального и сенсорного порядка Лоренца Окена общеизвестный комплекс из пяти чувств использовался для того, чтобы описать категории живых существ и выстроить иерархию рас. Зрение, которое считалось чувством наиболее «интеллектуальным», ассоциировалось в первую очередь с культурами запада. То, что для современного человека показалось бы расизмом, для своего времени являлось манипуляциями чувственными данными внутри большой политической конструкции.

Распространенный в западной культуре чувственный стандарт из пяти элементов на самом деле не универсален. В одном из племен Ганы выделяется десять чувств. У другой народности в Нигерии принято мультимодальное восприятие из всего двух чувств. Известны чувства, которые не учтены в западном каноне. Среди них — термоцепция (ощущение температур), ноцицепция (ощущение боли), кинестезия, чувство равновесия, проприоцепция (суставно-мышечное чувство, ощущение себя в теле).

Чувства являются носителями мощных культурных смыслов и триггерами общественных отношений — с их помощью мы делаем выводы о других людях и группах, маркируем социальные различия. Чувства можно рассматривать как места действия и сферы развертывания агентивности. С позиций сенсорного восприятия может производится осмысление существующих иерархий и стереотипов. Часто мы не можем объективно анализировать чувства, которые сами испытываем внутри сложившейся культурной парадигмы — для изучения требуется некоторая дистанция. Поэтому сенсорная антропология часто имеет дело с кросс-культурной и диахронической динамикой.