ПАСТЕРНАК, ЭЙЗЕНШТЕЙН, ТАРКОВСКИЙ: К генеалогии символистского кино

 
04.09.2018
 
Факультет социологии
 
Роберт Берд; Университет Чикаго

Символизм – это не просто исторически обусловленное движение в искусстве и в эстетике, родившееся во Франции в 1880-х гг. и исчерпавшее себя окончательно лишь после русской революции 1917 г. И сегодня символизм остается одним из доминирующих течений в современных медиа, особенно в экранном искусстве. Недаром Жак Рансьер находит «символистский соблазн» даже в цифровом видеоарте таких художников, как Билл Виола. Живучесть символизма объясняется не столько мощностью произведений, созданных под его эгидой (на самом деле, историческое движение символизма безоглядно устарело уже к началу ХХ в.), но тем, что символизм совершил решительный сдвиг в самой медиа-системе, которую символизм переосмыслил как медиа-экология, в которой средство изображения («medium») берется как среда или атмосфера («medium»). Парадоксальным образом именно в экранном искусстве пресловутая «расплывчатость» символизма переоценивается как наиболее острый теоретический и даже политический вызов. Суть и генеалогию символизма в расширенном смысле представлю путем внимательного прочтения ключевых текстов Б.Л. Пастернака, С.М. Эйзенштейна и А.А. Тарковского об истории и теории кино.