ИНОСТРАНЩИНА: ЗАПАДНЫЙ КИНЕМАТОГРАФ В СОВЕТСКОМ ПРОКАТЕ 1920-Х ГГ.

 
16.10.2018
 
Школа искусств и культурного наследия
 
Павел Степанов

Адрес: Музей советских игровых автоматов, Санкт-Петербург, Конюшенная площадь, 2, литера В

Советский киноавангард 1920-х гг. уже давно воспринимается нами как незыблемая классика, оказавшая влияние на мировой кинематограф. Однако, этими ли же картинами засматривались его современники? И какие фильмы вызывали восторг самих творцов киноавангарда — Эйзенштейна, Кулешова, Козинцева, Трауберга и других? Как и сегодня, в 1920-е гг. отечественные фильмы теснил в прокате западный кинематограф. Выбирая между «Знаком Зорро» и шедевром Вертова или Довженко массовый зритель с большей вероятностью предпочел бы первый вариант. Экзотический мир приключений «Багдадского вора», погони и трюки Гарри Пиля и скетчи Чарли Чаплина создали привлекательное для советского зрителя 1920-х гг. эскапистское пространство, позволяющее отвлечься от окружающей действительности. Западный кинематограф привлекал и советских кинематографистов. Для них он стал поводом переосознания киноязыка и привел к появлению целого ряда фильмов на «западные» сюжеты.

О специфике и значении феномена проката зарубежных фильмов в России 1920-х гг. и пойдет речь в лекции.