ЧТО ТАКОЕ ОТРИЦАНИЕ?

 
22.01.2019
 
Факультет социологии
 
Паоло Вирно; Университет Roma 3

Профессор Паоло Вирно (Университет Roma 3) — всемирно известный социальный мыслитель, один из активных участников итальянского движения «операистов» представил в Европейском университете свою книгу «Essay on Negation». В ней Вирно рассматривает отрицание как языковой феномен, отделяющий человека от его когнитивных процессов (чувств, образов сознания) и «подвешивающий» окружающую картину мира.

Отрицание — способ дистанцирования, разрыв между реальностью и ее восприятием. Отрицать можно только в языке. Картина реальности находится вне отрицания. По Пиаже ребенок не использует отрицания — он способен только выдвигать альтернативы. «Подвешивание» суждения без его замены пока что ему недоступно. В каком-то смысле отрицание абсурдно — мы говорим о том, чего нет.

Каков режим отрицания? Оно не определяется психологическим состоянием и представляет собой знак знака. Если в экономике деньги являются одновременно товаром и репрезентацией всех остальных товаров, то отрицание оказывается репрезентацией всех остальных знаков, «денег языка».  

Отрицание выявляет нейтральность мысли. Любое высказывание содержит некое ядро, которое может принять негативный или позитивный иллокутивный характер. Увертюра фразы всегда остается нейтральной. При этом вопрос и выражение возможности имеет сакральную связь со словечком «не», которое способствует «подвешиванию» смысла.

Чтобы показать, как работает отрицание Вирно ссылается на пример из Витгенштейна. Человек может кричать от боли, но, когда он говорит «мне не больно», вся ситуация меняется. «Мне не больно» является не сигналом, но языковым знаком. Язык получается автономную силу над эмоциями, приобретает психическое измерение, составляет «новое поведение».

Второй случай, на который указывает Вирно — отрицание у Фрейда. Во время сеанса психоанализа пациент говорит «я видел во сне женщину, это не моя мать». Здесь мы можем распознать изначальную нейтральность смысла, которая оказывается подвешена между, да и нет. В итоге мысль дистанцируется от аффекта, что выражается в отрицании. Отрицание по своим функциям похоже на агрессию, поэтому оно хочет его исключить. Язык отрицания может функционально использоваться как способ защиты от собственных негативных страстей. Отрицание выступает как своеобразная дамба — реакция на прилив. Языковое отрицание также работает против ненависти и боли, которые являются ее прелингвистическими близнецами.

Текст: Алексей Павперов

 

Лекция состоялась 10.09.18