«ТОРГОВЫЕ МЕНЬШИНСТВА» и проблема «этнического предпринимательства»

 
21.02.2019
 
Факультет истории
 
Виктор Дятлов

Во многих странах мира, в разные времена обыденной и привычной была ситуация, когда человек, собираясь занять денег, что-то купить, заказать украшение или отремонтировать обувь, говорил: надо обратиться к еврею (китайцу, армянину, индусу и т.д.). Зачастую этническое или религиозное название постепенно становилось синонимом слов «торговец» или «ростовщик». В этом отражалось отношение к некоторым народам или конфессиям как сообществам по преимуществу торговым, предпринимательским, невзирая на то очевидное обстоятельство, что значительная, а то и большая часть их представителей торговцами не были. Формировавшаяся в таких социальных формах система разделения труда была явно необходима для всех его участников – иначе невозможно объяснить ее распространенность и устойчивость.

Лекция посвящена распространенному в традиционном (аграрном, доиндустриальном, общинном) обществе феномену, при котором выполнение торгово-предпринимательских и ремесленных функций является наследственным занятием и образом жизни некоторых, говоря современным языком, примордиальных общностей – каст, сословий, религиозных и национальных меньшинств, диаспоральных групп. В Х1Х веке их стали называть «торговыми народами» или «торговыми меньшинствами».

Виктор Иннокентьевич Дятлов – доктор исторических наук, профессор кафедры мировой истории и международных отношений Иркутского государственного университета.