ОДИНОЧНЫЙ ПИКЕТ: коммуникативный акт в пространстве города

 
04.03.2019
 
Факультет антропологии
 
Ирина Козлова; ШАГИ РАНХиГС

Человек, стоящий с плакатом на улице мегаполиса – явление на сегодняшний день привычное. Жители Москвы и Санкт-Петербурга выходят в одиночные пикеты по многим поводам: от вопросов внешней политики государства (против участи России в войне с другой страной) до предельно локальных ситуаций (против закрытия школы или поликлиники). Не требующий подготовки, мобилизации и официального согласования, одиночный пикет, с одной стороны, воспринимается многими как самая простая форма публичной реакции на не устраивающее действие власти. С другой стороны, в одиночный пикет готов выйти далеко не каждый из тех, кто ходит на массовые протестные мероприятия, поскольку здесь, оказавшись вне комфортного социального окружения круга единомышленников, один на один с городским пространством, он попадает в ситуацию рискованной коммуникации.

В докладе одиночный пикет рассматривается как коммуникативный акт (в концепции Р. Якобсона), для чего в каждом случае необходимо, во-первых, определить адресата акции и, во-вторых, рассмотреть его ответную реакцию. Такой подход позволяет сделать предположения о возможных причинах коммуникативной успешности или неуспешности пикета. Для характеристик высказываний будет также использована теория речевых актов Дж. Остина и Дж.Р. Серля.

Материал исследования составили результаты наблюдения на 49 уличных акциях (41 в Санкт-Петербурге и 8 в Москве), проходивших в период с декабря 2015 по февраль 2019 года, обозначенных участниками как одиночные пикеты, 200 интервью с пикетирующими и около 40 высказываний прохожих.