ИННОВАЦИИ, ИНИЦИИРУЕМЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ: подходы к измерению и анализу

 
12.03.2019
 
Центр исследований науки и технологий
 
Константин Фурсов

Пользовательские инновации — это изобретения и различного рода усовершенствования, которые инициируют не производители, а пользователи товаров и услуг, мотивируемые, прежде всего, личными потребностями. С легкой руки американского исследователя Э. фон Хиппеля это понятие довольно скоро укоренилось в дискурсе инновационных исследований, а в 2018 г. фактически задало новые рамки статистического измерения в данной сфере. В результате ревизии Группой национальных экспертов по индикаторам науки и технологий ОЭСР Руководства Осло понятие инновационной деятельности было расширено, а домохозяйства были на международном уровне признаны одним из важных субъектов инновационного процесса. В то же время вопрос о том, как именно измерять подобную активность пользователей, остается открытым. До этого момента оценки масштабов инновационной активности пользователей опирались на инициативы отдельных стран (Великобритании, США, Японии, Кореи, Финляндии и некоторых других) и формировались по результатам опросов населения. В России первые количественные оценки явления были получены во второй декаде 2000-х. Они показали высокую в сравнении с результатами предыдущих замеров активность российских пользователей, что потребовало дополнительных объяснений. Проведенное в 2018 г. в рамках Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) НИУ ВШЭ обследование лишь частично подтвердило полученные ранее результаты. Вопрос о подходах к измерению инноваций, инициируемых пользователями, снова встал в полный рост. В ходе лекции с опорой на международный опыт и собственную исследовательскую практику будет представлен обзор исследований пользовательских инноваций и обозначены подходы к определению концептуальных границ, измерению и анализу данного феномена.

Константин Сергеевич Фурсов, к.с.н., заместителя директора центра Центр статистики и мониторинга науки и инноваций Института статистических исследований и экономики знаний