Лекторий ЕУСПб в Новой Голландии «ПОМНИТЬ НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ»

 
22.03.2019
 
Университет
 
Вадим Басс; Владимир Лапин
Место проведения: остров Новая Голландия, Санкт-Петербург Набережная Адмиралтейского канала, 2.
Европейский университет в Санкт-Петербурге представляет цикл лекций «Помнить нельзя забывать», посвящённый изучению политики памяти в разных её проявлениях. Как передаётся информация от поколения к поколению через науку и фольклор, как и для чего создавались памятники советского периода, что происходит с памятниками в США и как памятники отражают мифы соответствующей эпохи. Лекторы поднимут вопросы о воспроизводстве авторитарных режимов, чувственной памяти и особом религиозном дискурсе.
В лектории примут участие ведущие специалисты и профессора университета, которые продемонстрируют современные результаты исследований в области истории, антропологии, политологии и истории искусств.
 
Вадим Басс — доцент факультета истории искусств, кандидат искусствоведения.
Вход свободный. Количество мест ограничено. Пожалуйста, зарегистрируйтесь. 18+
 
В первой половине 1940-х годов советские архитекторы создали множество проектов военных монументов, а также проектов реконструкции разрушенных городов, важной частью которых были мемориальные сооружения. Многие из этих проектов были необычными, неортодоксальными, странными. Они сильно отличались от советского архитектурного мейнстрима предшествующего периода и от послевоенных мемориалов. С самого начала Великой Отечественной архитекторы начали экспериментировать, стремясь изобрести новый, неконвенциональный язык для выражения грандиозной трагедии. «Безъязыкая улица» должна была найти язык, чтобы выговориться и мобилизовать общество.
Мемориальные проекты Андрея Бурова, Леонида Павлова, Григория Захарова, Моисея Гинзбурга и др. демонстрировали предельный случай коммуникации на границах мемориального жанра, или, точнее, попытки переопределения самого жанра. В лекции рассматриваются источники этого архитектурного языка, а также механизмы психологической манипуляции, разработанные архитекторами. Они использовали риторические инструменты, восходящие к традиционной поэтике героических мемориалов прошлого. Новые мемориальные проекты сочетали также латентный милитаризм межвоенной советской архитектуры и дизайна с откровенной воинственностью памятников революции и Гражданской войны. С другой стороны, столкновение с массовым насилием новых масштабов, форм, степени жестокости побуждало архитекторов и скульпторов к поиску максимально сильных форм и средств воздействия. Результатом военных потрясений стали проекты, демонстрирующие парадоксальное освобождение советских архитекторов. Функция мемориальных сооружений также позволяет на их примере продемонстрировать особенности политики и практик конструирования истории, технику отбора событий, подлежащих увековечению, достойных закрепления, и характер образов, в которых это увековечение происходит. Вадим Басс также обсудит со слушателями «модельный» случай, предшествующий мемориальным проектам Великой Отечественной, — конкурс на памятники на местах боёв Зимней войны.
 
Владимир Лапин — профессор факультета истории, директор Центра изучения культурной памяти и символической политики доктор исторических наук.
Вход свободный. Количество мест ограничено. Пожалуйста, зарегистрируйтесь. 18+
 
Монументальные мемориальные сооружения — важнейшие элементы культурной памяти, они играют особую роль в формировании символического пространства, свидетельствуют о торжестве или поражении политических сил. Памятники обозначают канву национальных исторических мифов, поскольку посвящаются знаковым фигурам и событиям. Монументы — мосты между поколениями, точки консолидации различных социальных и политических групп. Соперничество этих групп проявлялось в форме символического соревнования монументов (в размерах, в значимости места расположения, в художественных свойствах и т. д.). При смене окружающего их социокультурного и политического пейзажа памятники нередко оказывались в недружелюбной и даже враждебной среде, которая отторгает их до такой степени, что они могут быть демонтированы. Всё это мы видим в истории мемориальных сооружений дореволюционной, советской и постсоветской России. Монументы — лучшие характеристики эпохи своего создания, своих творцов, их вдохновителей и покровителей. Создание и бытование памятников — проявление исторической политики.