ОБРАЩЕНИЕ КАК МАРКЕР ДИСКУРСА

 
27.03.2019
 
Факультет антропологии
 
Дмитрий Колядов; ИЛИ РАН/ЕУСПб

В работах, посвященных поиску ответа на вопрос о том, что делает говорящий, используя обращения (т.е. личные имена и именные группы, называющие адресата), речь часто идет о экстралингвистических обстоятельствах. Действие говорящего понимается или как выражение социальных или психологических отношений между ним и адресатом (и иногда аудиторией) или как «делание вещей с помощью слов», например, привлечение внимания, передача очереди в разговоре, предупреждение, угроза, запрет, оскорбление, возражение, приветствие. Однако, как будет показано в докладе на материалах интервью, публичных выступлений и письменной коммуникации, обращения систематически возникают в таких контекстах, где интерпретация в терминах «внешних» по отношению к дискурсу функций (выражение отношений или действие, направленное на изменение реальности) не кажется вполне удовлетворительной или исчерпывающей. В качестве альтернативы для таких случаев будет предложено описание обращений как действий, направленных не на внешние обстоятельства, но на внутреннюю организацию дискурса.

Изображение Augusto Ordonez с сайта Pixabay