ДОСТОИНСТВО КАК ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

 
22.05.2017
 
Университет

Видеозаписи выступлений:

Конференция «Достоинство/Dignity». Первый день.

Конференция «Достоинство/Dignity». Второй день. Большой зал

Конференция «Достоинство/Dignity». Второй день. Малый зал

Конференция «Достоинство/Dignity». Третий день. Большой зал

Конференция «Достоинство/Dignity». Третий день. Малый зал

 

 

  

Редакция журнала «Новое литературное обозрение»
и Европейский университет в Санкт-Петербурге

Вторая конференция в рамках совместной программы
«Антропологизация гуманитарных и социальных наук»

ДОСТОИНСТВО
КАК ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ
И ЦЕНТРАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ
НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Москва, 2-4 июня 2017 года

Апелляция к достоинству как серьезному аргументу в общественных дебатах стала отличительным признаком современного международного публичного дискурса. Политики обычно говорят о достоинстве/унижении страны или государства (достаточно вспомнить риторику «вставания с колен» в России или призывы Дональда Трампа вернуть достоинство и величие Америке). Отдельные социальные группы чаще ссылаются на унижение достоинства людей (протесты российских «рассерженных горожан» в конце 2011-го — начале 2012 года; всевозможные акции «оскорбленных верующих», демонстрации против ксенофобии в отношении иммигрантов и т.д.).

Более 20 лет тому назад израильский философ Авишай Маргалит написал книгу, посвященную философскому осмыслению понятий достоинства, чести и унижения в коллективном и индивидуальном сознании современного человека (Avishai Margalit. The Decent Society, 1995). С тех пор в мировой (и прежде всего, англоязычной) академической литературе наблюдается резкий рост исследований на тему достоинства, что свидетель-ствует о центральном месте этого концепта в объяснении фундаментальных социальных трансформаций и точек бифуркаций современной эпохи.

Понятие достоинства стало важным объектом анализа западной мысли и применительно к исторической перспективе. По существу, именно эволюция представлений о личном, корпоративном и государственном/национальном достоинстве под влиянием различных социокультурных факторов неоднократно приводила к цивилизационным парадигмальным сдвигам.

Мы предлагаем участникам конференции обсудить понятие достоинства (и связанные с ним категории чести, доблести, унижения, поругания и т.д.) как историческую категорию и как болевую точку современности.

Проблематизацию исторического понятия достоинства организаторы хотели бы рассмотреть с самых разных сторон: с философской, культурологической, лингвистической (включая наследие классических языков), политической, социальной.

Доступны программа и тезисы конференции (pdf)

 

ПРОГРАММА

2 ИЮНЯ

11:00-12:00 Приглашенный спикер: Профессор Хоми К. Баба (Центр гуманитарных наук, Гарвардский университет, США). Достоинство in extremis: миграция, смерть и возможность выживания

12:30-14:30 Секция 1. ДОСТОИНСТВО КАК ИСТОРИЧЕСКОЕ И ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ

Модератор: Ирина Прохорова («Новое литературное обозрение»)

1. Игорь Е. Суриков (Институт всеобщей истории РАН, Москва). Термины достоинства в древнегреческом и латинском языках: рождение категории в двух древнейших европейских цивилизациях

2. Константин Бандуровский (РАНХиГС, Москва). Понятие достоинства в философии Фомы Аквинского

3. Ованес Акопян (Центр по изучению Ренессанса Уорикского Университета, Великобритания). Джованни Пико делла Мирандола и его «Речь»: о достоинстве человека?

4. Михаил Немцев (Интернет-журнал «Гефтер.ру», Москва). Достоинство и уязвимость: комментарии к концепции Гаймона Беннета

15:30-17:30 Секция 2. ДОСТОИНСТВО И ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ

Модератор: Николай Вахтин (Европейскийуниверситет в Санкт-Петербурге)

1. Елена Марасинова (Институт российской истории РАН; НИУ ВШЭ, Москва). Понятие «шельмование» в России XVIII века

2. Владислав Ржеуцкий (Германский исторический институт, Москва). Язык, честь и национальное достоинство: из истории идентичности русской элиты XVIII века

3. Татьяна Венедиктова (МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва). Индивидуальное достоинство перед судом «безжалостной демократии»: дело Германа Мелвилла

4. Андрей Заостровцев (Европейский университет в Санкт- Петербурге, Санкт-Петербург). Буржуазное достоинство как первоисточник экономического роста: концепция Дейдры Макклоски

 

3 ИЮНЯ

11:00-12:00 Приглашенный спикер: Профессор Авишай Маргалит (Еврейский университет в Иерусалиме, Берлин). Манипуляция и достоинство

12:30-14:30 Секция 3. ДОСТОИНСТВО КАК ИСТОРИЧЕСКОЕ И ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ (продолжение)

Модератор: Ирина Прохорова («Новое литературное обозрение»)

1. Андрей Десницкий (Институт востоковедения РАН, Москва). Достоинство человека: библейские истоки

2. Сергей Иванов (НИУ ВШЭ, Москва; СПбГУ). Было ли в Византии понятие человеческого достоинства?

3. Жоао Кардосо Росас (Университет Минью, Португалия). Политическая концепция достоинства — к вопросу о правах человека

4. Элвис Имафидон (Институт специальных исследований Йоханнесбурга, ЮАР). Онтологические и этические унижения достоинства Другого: дискриминация по нарушению здоровья и ксенофобия в Африке

12:30-14:00 Секция 4. ДОСТОИНСТВО В МУСУЛЬМАНСКОМ МИРЕ

Модератор: Альфрид Бустанов (Европейский университет в Санкт-Петербурге, Амстердамский университет)

1. Евгения Никитенко (ИВКА РГГУ; ШАГИ РАНХиГС, Москва). Оскорбление достоинства и восхищение самоконтролем: персидские тексты раннего нового времени о достоинстве

2. Ильшат Саетов (Центр изучения Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН, Москва). «Не суй нос в наши спальни»: оскорбленные турецкие граждане и протесты в парке Гези в 2013 году

3. Диляра Брилева (Казанский федеральный университет, Казань). От (само)унижения к достойному: дискурс татар-мусульман Российской империи начала ХХ века (по материалам журнала «Шура» (1908-1917))

15:30-18:30 Секция 5. ДОСТОИНСТВО И ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ (продолжение)

Модератор: Николай Поселягин («Новое литературное обозрение»)

1. Светлана Стивенсон (Лондонский университет Метрополитен, Великобритания). Диктатура чувств

2. Ксения Черкаева (НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург). От «позорного креста» к «общепринятым стандартам»: трансформация термина «достоинство» в юриспруденциях Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации

16:30-17:00 Перерыв

3. Екатерина Правилова (Принстонский университет, США). «Знаки достоинства» или «знаки доверия»? Бумажные деньги и политический дискурс в России конца XVIII —
первой половины XIX века

4. Олег Журавлев (Европейский университет-институт во Флоренции; Лаборатория публичной социологии, Санкт-Петербург). «Достоинство» как категория политики подлинности

5. Ирина Рудик (РГУ им. С.А. Есенина, Рязань). «Ничего позорящего или бросающего тень как на корпорацию, так и на меня, не делал»: честь» и «достоинство» в практике студенческих корпораций

15:30-18:30 Секция 6. ПОЛИТИЧЕСКОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ПОНЯТИЯ ДОСТОИНСТВА

Модератор: Татьяна Вайзер («Новое литературное обозрение»)

1. Эрман Обье (Астонский университет, Великобритания). Политика достоинства в Китае XXI века

2. Хулиета Газтаньяга (CONICET, Университет Буэнос-Айреса, Аргентина). Сохранить достоинство в «политической работе» в Аргентине

16:30-17:00 Перерыв

3. Джитендра Уттам (Школа международных исследований Университета Джавахарлала Неру, Индия). Лишить достоинства: политическая экономия унижения каст в Индии

4. Анна П. Ронелл (Университет Массачусетса, США). Достоинство и миграционный кризис — вчера и сегодня: новые материалы из Израиля

5. Светлана Сидорова (Институт востоковедения РАН, Москва). Stiff Upper Lip: поведенческий кодекс британских колонизаторов в Индии

 

4 ИЮНЯ

11:00-12:00 Приглашенный спикер: Профессор Олег Хархордин (Европейский университет в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург). Достоинство личности или достоинство группы

12:30-15:30 Секция 7. ДОСТОИНСТВО СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЛИЧНЫХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ

Модератор: Ирина Прохорова («Новое литературное обозрение»)

1. Алексей Беспалов (Уральский федеральный университет, Екатеринбург). Мужское достоинство женщины-офицера: Надежда Дурова и гендерный режим «чести-достоинства» в аристократической культуре XIX века

2. Олег Проскурин (Университет Эмори, США). Оскорбленное достоинство и право на терроризм (Почему Пушкин хотел убить царя и почему не убил)

3. Алексей Козлов (Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск). Категория достоинства в мемуарах петрашевцев

14:00-14:30 Перерыв

4. Лариса Никифорова, Анастасия Васильева (Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, Санкт-Петербург). Иконография достоинства и хореографические позы
в русском портрете XVIII века

5. Томаш Гланц (Цюрихский университет, Швейцария). Мультипликация достоинства

12:30-15:30 Секция 8. ДОСТОИНСТВО И МОДА

Модератор: Людмила Алябьева (журнал «Теория моды»)

1. Ксения Ельцова (РГГУ; «Новое литературное обозрение», Москва). Семиотика избранности: дискурс о моде в качественных медиа (по материалам приложения «Стиль» издания «Коммерсантъ»)

2. Аньес Рокамора (Лондонский колледж моды; Лондонский университет искусств, Великобритания). О достоинстве труда в фэшн-индустрии: проблема стажировок

14:00-14:30 Перерыв

4. Элисон Мэтьюс Дейвид (Университет Райерсона, Канада). Достоинство без одежды: вынужденное обнажение в эпоху досмотра

5. Ольга Вайнштейн (РГГУ, Москва). Розовый бант Тави Гевинсон: достоинство в эпоху новых медиа

16:00-18:30 Секция 9. ДОСТОИНСТВО СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЛИЧНЫХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ (продолжение)

Модератор: Николай Вахтин (Европейскийуниверситет в Санкт-Петербурге)

1. Мария Онипкина (независимый исследователь, Челябинск). Достоинство как ключевой концепт женских автодокументальных текстов о ГУЛАГе

2. Наталья Граматчикова (Институт истории и археологии УрО РАН; Уральский федеральный университет, Екатеринбург). Достоинство, гордость, доверие и умение «быть живым» в (авто)биографических текстах о 1930-1940-х годах

3. Алексей Попов (Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь; Южно-Уральский государственный университет, Челябинск). Казус Кости Гуманкова: интерпретации представлений о «чести» и «достоинстве» в советском выездном туризме

4. Вячеслав Шульженко (Пятигорский государственный университет, Пятигорск). Реставрация достоинства в поведенческой модели персонажей-кавказцев в постсоветской литературе

print dig