ФОТОГРАФИЯ: ФОРМУЛЫ ПАМЯТИ

 
19.05.2019
 
Школа искусств и культурного наследия
 
Елена Петровская; Российская академия наук, Москва

Лекция проходит в рамках конференции «ПОСЛЕ (ПОСТ) ФОТОГРАФИИ».

В выступлении обсуждается возможность концептуализировать – с помощью фотографии – иное время по сравнению c историческим. Для этой цели привлекается идея «формул пафоса» Аби Варбурга, разработанная им на основе его исследований искусства итальянского Возрождения и наглядно представленная в «Атласе Мнемозины», подборке визуальных образов из разных эпох и культур, изначально имевшей вид 63 заполненных репродукциями панелей. Если говорить обобщенно, «формулы пафоса» – это повторяющиеся элементы изображения, которыми передается бурное движение или, согласно Варбургу, «исполненная страстности жестикуляция». Такие элементы сходны в одном – в выражении интенсивности переживания, притом что «содержание» страстей может быть и прямо противоположным (взять, к примеру, радость и страх). Если иметь в виду «переселение образов», а именно их миграцию из одной эпохи в другую и из одного географического региона в другой (еще одна идея Варбурга), то выстраивается альтернативная история культурных форм, где доминантным, по существу, становится воспроизведение немиметических элементов изображения, значимых постольку, поскольку ими передается разделяемый, совместный опыт (для его описания Варбург пользуется понятием энграммы, позаимствованным у биолога-эволюциониста Рихарда Земона).

Отпечаток аффективного опыта сохраняется в произведениях искусства, обеспечивая их продленную («посмертную») жизнь. Так понятый отпечаток противостоит изображению. Следует отметить, что подобная концепция зарождается в эпоху появления фотографии, которая сама воспринимается в качестве технологического отпечатка. Фотография для Варбурга играет вспомогательную роль – он пользуется ее услугами для составления своего необычного «Атласа». Однако мы можем утверждать, что сама идея «формул пафоса» и их трансляции становится возможной благодаря изобретению фотографии. С другой стороны, необходимо расширить представление об отпечатке. Отпечаток (в том числе технологический) – это не слепок с вещи, а скорее превращение изображения в пятно, где действуют силы и где приостанавливается механизм уподобления. Это фотография как место пересечения множественных отношений. И хотя к такому пониманию фотографии мы приходим уже после ее конца, в цифровую эпоху, тем не менее именно этот потенциал, присутствующий в ней с самого начала, позволяет видеть в фотографии улавливатель иного времени – не исторического, но превосходящего своим масштабом человека.

Елена Петровская – к.ф.н., ведущий научный сотрудник, руководитель сектора эстетики Института философии РАН.

Основные сферы интересов: современная философия, эстетика, американская литература и культура.

Автор восьми книг, включая «Непроявленное. Очерки по философии фотографии» (М., 2002), «Антифотография» (М., 2003, 2015), «По ту сторону воображения. Современная философия и современное искусство. Лекции» (в соавторстве с О. Аронсоном; Нижний Новгород, 2009), «Теория образа» (М., 2010), «Безымянные сообщества» (М., 2012) и «Что остается от искусства» (в соавторстве с О. Аронсоном; М., 2015).

Ответственный редактор, составитель и один из переводчиков следующих изданий: Нанси Ж.-Л. Corpus (М., 1999) и Стайн Г. Автобиография Элис Б. Токлас. Пикассо. Лекции в Америке (М., 2001). С 2002 г. по настоящее время главный редактор философско-теоретического журнала «Синий диван». Лауреат Премии Андрея Белого в номинации «Гуманитарные исследования» (2011), а также премии «Инновация» в номинации «Теория. Критика. Искусствознание» (2013).