От психоанализа вчерашнего дня к психоанализу завтрашнего 18+

 
11.06.2019
 
Факультет социологии

Лекция известного французского психиатра и психоаналитика Жерара Помье (Gérard Pommier) о том, какие трансформации претерпевает психоаналитическая теория и практика в связи с радикальными преобразованиями в обществе, происходящими сегодня.

"Наша эпоха - время великих потрясений. Верховенство патриархата подходит к концу, о чем свидетельствуют феминизм и гомосексуальность. Психоанализ был открыт во времена патриархальной структуры общества, и он должен обновить свою теорию, если не хочет исчезнуть. Эти изменения требуют новых подходов к субъекту." 


Жерар Помье (Gérard Pommier), психиатр, психоаналитик, почетный профессор Университета Париж VII им. Дени Дидро.Руководит изданием журнала «La Clinique Lacanienne», член ассоциации «Espace Analytique», соучредитель «Fondation Européenne pour La Psychanalyse» вместе с Клодом Дюмезилем, Шарльем Мелманом и Мустафой Сафуаном. Имеет большой опыт работы в различных психиатрических клиниках. Проходил личный анализ у Жака Лакана. Автор более 20 книг и сотен научных статей, среди которых «Женская, бесконечная революция»/Féminin, révolution sans fin (2016),«Меланхолия Альтюссера»/Louis du Néant. La mélancolie d'Althusser (1998) и др.


Известный французский психиатр и психоаналитик Жерар Помье прочитал лекцию о том, как меняется психоанализ в связи с радикальными преобразованиями в обществе. Помье считает, что ранее психоанализ существовал в контексте патриархальной структуры власти. Теперь он должен обновить свою теорию и найти новые подходы к субъекту.

Принято полагать, что психоанализ находится вне политики. Однако за пределами эдипового комплекса пациент сталкивается с отцом в виде политической власти и социального принуждения. Те, кто прошел курс анализа и далеко продвинулся в работе над собой, обладают   предупрежденным разъясненным желанием, как это называл Лакан. По словам Фрейда, они могут увидеть сексуальные причины цивилизационного недуга.

Мы знаем, что как только человек приходит к власти, он принимает роль отца — примитивного, изначального. Он начинает злоупотреблять своими полномочиями, присваивать деньги. Потребности в казнокрадстве нет, но воровство и обман становятся источниками удовольствия. Из-за этого Королева Великобритании держит свои средства в офшорах, высокопоставленные китайские чиновники попадают в коррупционные скандалы, социалисты Олланд и Миттеран поступают наперекор своим обещаниям. 

Как говорил Лакан, бессознательное — это политика. Аналитик может «сорвать маску» с людей, которые злоупотребляют своим положением. Он может объяснить скрытые мотивы политических решений, актов насилия. Например, бытового насилия по отношению к женщинам и детям. «Нейтральность» психоаналитика — коллаборационизм на стороне богатых и власти. Такие специалисты ведут себя во время сеансов как «маленькие начальники», допускают многолетние слезы пациентов, воспроизводят доминантные политические отношения, не берут на себя риск интерпретации. На самом деле, аналитик должен служить обществу и своим пациентам.

После смерти Фрейда, Международная ассоциация психоанализа, где лидируют американские специалисты, ввела правило молчания. Предполагалось, что психоаналитик должен самоидентифицироваться с «объектом а» (Термин в психоанализе Жака Лакана, который обозначает недостижимый объект желания), якобы эта позиция способствует для анализанта встречи с реальностью. Однако представление о том, что сам психоаналитик становится причиной желания своих пациентов — совершенно противоположно анализу. Фрейд, Лакан и Дольто были очень разговорчивы на сеансах, каждый из них мог обернуться интерпретацией. Аналитик — не объект, а субъект, который стоит на службе переносов. 

Мы живем в эпоху масштабных социальных изменений. Психоанализ тоже должен измениться. До настоящего времени он был пронизан патриархальной идеологией. Мужчины по-своему страшились женского оргазма и предпочитали платить проституткам, которые его не испытывали — это их успокаивало. Мужчины прибегали к агрессии, так как не были готовы признать, что они всего лишь дети перед лицом женской красоты. Специалисты, которые как заведенные повторяют формулы Лакана должны понять, что они уже не соответствуют эпохе. Нынешнее высвобождение касается и женщин, и мужчин. Мы должны спросить себя, что такое мужчина и что такое женщина? Феминистское движение позволяет психоанализу вернуться к истокам, к работе Фрейда 1903 года «Три очерка по теории сексуальности», где он открыл психическую бисексуальность.

Все это не значит, что женщины должны записаться в какую-то политическую партию. Феминистское движение само по себе стало подрывным фактором, источником постоянных изменений. Мы видим новый путь развития — за счет природы женского как равного, с его этикой, отказом от подавления.

Потрясения в политике и интимной жизни вызывают тревогу у большей части общества. В результате мы видим невероятный рост потребления медикаментов и наркотиков. Такой подход поддерживается нейронаукой — натуралистическим, бихивеористическим подходом. Второе направление нашей борьбы — против американской классификации DSM, глобальной фармацевтической индустрии, представлении о том, что пациент должен пожизненно принимать лекарства. Нейронаука используется ложным образом: она якобы утверждает, что все болезни идут от мозга и генетики, а не от коллизий языка, социальных отношений и любви, которая совершенно необходима для жизни, если жизнь чего-то и значит для человека. Генетические постулаты смыкаются с нацистской идеологией, расистскими теориями. Во французских университетах профессора психиатрии добились того, что метод Фрейда оказался исключен из курса обучения психиатрии. Многие из них действуют в интересах больших корпораций. Теперь молодые психиатры знают только DSM и умеют исключительно выписывать лекарства. Это очень опасная ситуация.

У психоанализа есть будущее, только если он определит свое место в новой конфигурации общества, вернет свою великую цивилизационную миссию. Теорий психоанализа много, но практика только одна — практика дивана, кресла, языка, общения, которое позволяет услышать повторения в речи, внутреннюю поэзию человеческого существования. Этим и уникален психоанализ. И это обещает психоанализу великое будущее.

Автор текста: Алексей Павперов.