Летняя школа "Художественные сокровища Санкт-Петербурга: династия Романовых как коллекционеры русского искусства"

 
21.02.2013
 
Школа искусств и культурного наследия

Программа Летней школы рассчитана на профессиональных историков искусства, а также всех интересующихся историей культуры Российской Империи. История коллекционирования – одна из наиболее «горячих» проблем современного искусствознания. Собирательство в семье Романовых - особый сюжет, привлекающий в последние годы все больший интерес русских и зарубежных ученых, что привело к успешным занятиям первых трех Летних школ, посвященных общему обсуждению проблемы. В центре внимания Четвертой школы была история коллекционирования одного из наиболее богатых собраний императорского Эрмитажа - собрания русского искусства. Русское искусство рассматривалось в контексте европейских школ, что является старой традицией императорского Эрмитажа, начиная со строительства первого эрмитажного специального музейного здания императором Николаем I.

Участники школы прослушали лекции по истории русского искусства и посещали семинары, проводившиеся непосредственно в хранилищах и фондах Эрмитажа и Государственного Русского музея. Семинары проводились в собраниях русской живописи, графики и прикладного искусства. Кроме собственно истории коллекций русского искусства в Эрмитаже и ГРМ участники и преподаватели школы совместно обсуждали наиболее существенные характеристики русского искусства в целом и эволюцию отношения к национальному искусству в различных слоях русского общества.

Кроме того, участники школы воспользовались гостеприимством пригородных музеев, расположенных в бывших императорских резиденциях и великокняжеских дворцах. Они, в частности, посетили Петродворец, Царское Село, Ораниенбаум, Павловск и Гатчину. Традиционную вступительную лекцию прочел директор Эрмитажа профессор М.Б.Пиотровский. Среди лекторов Летней школы – хранители Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея, а также профессора Европейского университета в Санкт-Петербурге.

В школе приняли участие 15 слушателей. Среди них были музейные и университетские искусствоведы, аспиранты – историки искусства, коллекционеры и любители искусства из Бразилии, Канады, Латвии, США и Японии.

Слушательская оценка школы была активно высказана и обсуждена на заключительной дискуссии и представлена в ответах на анкету. Слушателям было предложено оценить каждое из занятий по шкале «плохо» - «удовлетворительно» - «хорошо» - «очень хорошо». 100% участников оценили школу в целом как «очень хорошую» и собираются рекомендовать своим коллегам и знакомым принять участие в следующих школах. Суммарные отзывы по каждому из 13 мероприятий (лекций, семинаров, выездов в пригороды Петербурга) получено 2 оценки «плохо», 9 – «удовлетворительно», 28 – «хорошо» и 114 – «очень хорошо».

Кроме того, слушателям предлагалось написать о своих впечатлениях о школе. Вот выдержки из этих замечаний.

«Уровень профессионализма профессора Лепорка превзошел все мои ожидания. Глубина и широта его знаний поистине удивительны. Он не только великолепный преподаватель, стиль подачи материала делает его лекции уникальными» (Берджес Джемисон).

«И программа, и преподаватели замечательные – я обязательно приму участие в следующей школе» (Бонни Джосселсон).

«Тенденции развития русского искусства были рассмотрены под необычным углом. Вы дали возможность каждому из нас углубить наши знания в рамках индивидуальной программы каждого. Я считаю, что для привлечения новых слушателей уровень должен быть более академичным» (Анн-Мари Лавинь).

«Уровень школы оказался выше, чем я ожидала. Матернал подавался очень хорошо, и я получила исчерпывающее представление об этом переиоде русской истории»

(Элизабет Джемисон).