Выступление Сергея Астахова 30.11.17

 
04.12.2017
 
Центр исследований науки и технологий

30 ноября состоялся регулярный семинар Центра STS, на котором Сергей Астахов, преподаватель Школы философии ВШЭ и один из редакторов журнала «Логос», выступил с докладом о принципе симметрии в акторно-сетевой теории.

Доклад охватил период эволюции АСТ от ранних работ 1980-х гг. до кризиса принципа симметрии и полного отказа от него в 1999 г. Основное требование этого принципа - использование единого языка, единого терминологического репертуара или «регистра» (сети, актанты, методы сборки) для описания технических и социальных феноменов, вещей и людей, который позволяет говорить об агентности нечеловеков, а также подразумевает глубокий пересмотр классических субъекто-объектных отношений в социологии науки. Так, АСТ представляет субъект и объект не как изначально данные с определённым набором признаков, где субъект наделяется активностью, социальностью, историчностью, а как результат создания и распределения свойств, качеств, способностей в процессе взаимодействия. Таким образом, человеки и нечеловеки имеют общий исток и онтологически неразличны, превращаясь в человеков/ нечеловеков с соответствующим набором свойств в процессе взаимодействия и построения сетей.

В чем же проблема с принципом симметрии и почему он был оставлен АСТ? Сергей Астахов утверждает, что произвольность его применения, т.к. четко не прописана методология использования, и внутренняя двусмысленность явились одними из главных причин кризиса. В частности, симметрия распадается на два типа: симметрия 0, которая представляет собой гипотетическое состояние неких сущностей до начала взаимодействия, и симметрия 1, когда видна работа актантов построению сетей, и разделение на человеков и нечеловеков уже произошло, что результируется в состоянии устойчивой асимметрии, когда сети скрыты и работа незаметна, и мы имеем дело с готовыми сущностями. С другой стороны, несмотря на утверждение о симметричном обращении с человеками и нечеловеками и их онтологической общности, АСТ неявно подразумевает фундаментальные отличия между ними и атрибутирует нечеловеками такие качества, как, например, долговечность и прочность.

{gallery}sts/301117_SAatahov{/gallery}